Весна пришла

Кранц В.П. (1913 - 2003) Весна пришла. 1980 г. Оргалит, масло, 75x97.

Из петербургских пейзажистов имя Владимира Павловича Кранца известно любителям живописи, пожалуй, наиболее широко. Участник многочисленных выставок в нашей стране и за рубежом, художник создал за долгую творческую жизнь огромное количество произведений. В.Кранц принадлежит к тому счастливому типу живописцев, чьи произведения находят самый короткий путь к сердцам разных людей, собирая вокруг художника горячих почитателей его таланта. Его лирическое восприятие русской природы и мягкая манера письма близки и привлекательны для большинства любителей пейзажной живописи. Не случайно работы художника охотно приобретаются не только коллекционерами, но и многочисленными любителями живописи в России и за рубежом, принося автору широкое признание.

 

Произведение «Весна пришла» написано в1980 году, а в фонд музея поступило в 1981 году. Оно написано в период исключительно активной творческой и выставочной деятельности автора. В.П. Кранц участвует в многочисленных зарубежных выставках советского искусства, его произведения широко воспроизводятся в каталогах, альбомах. В этот период художник ежегодно работает в Пушкинских Горах, совершает поездки на Байкал и Урал.

И все же основной материал для своих картин он находит под Ленинградом: в Стрельно, Знаменке, Петергофе, Павловске. В одном из этих живописных мест автор увидел уголок природы, который вдохновил его на создание картины «Весна пришла».

Первый план в пейзаже, занимают проталины, отражающие синь неба и кроны деревьев. В передаче водной поверхности и ее зеркального эффекта В.Кранц достигает виртуозного мастерства. Второй план проработан наиболее тщательно. Наконец, задний план, исполненный в полудымке и удаленный до полукилометра. Вместе это придает картине ту захватывающую глубину и наполненность воздухом, при которой хочется вздохнуть его полной грудью.

Кранц создал свой стиль. Его основой являются тончайшие детали рисунка и колорита, объединённые в единое целое чувством ритма, высочайшим вкусом и восхищением непреходящей, вечной красотой живой природы. Эпическое звучание и философские обобщения присущи его живописным работам. Для своих произведений В.Кранц неизменно выбирает такие состояния в природе, когда она исполнена покоя и тишины, когда все в ней словно замерло. Больше всего по словам художника он любит писать весну.

Владимир Павлович Кранц родился 17 февраля 1913 года в городе Моздок на Северном Кавказе в семье почтового служащего. Первые уроки живописи и рисования получил в местной студии у художника Александра Ивановича Турбина. В 1934 году Владимир Кранц приезжает в Ленинград, где вскоре знакомится с архитектором Е.А. Левинсоном. По его совету Кранц поступает в ЛИИКС (Ленинградский институт инженеров коммунального строительства) на архитектурный факультет (в настоящее время Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-строительный Университет), который оканчивает в 1940 году. В 1940-1941 гг. работает в ЛенИзо художником-оформителем.

После начала Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года занимался на инженерных курсах при Ленинградской Военно-воздушной академии. По окончании в декабре 1941 года был направлен инструктором в звании техника-лейтенанта в Волчанскую военно-авиационную школу авиамехаников (Сталинабад), где прослужил до конца войны.

         После демобилизации в августе 1945 вернулся в Ленинград, работал в Ленизо, с 1947 занимался в студии С.Г. Невельштейна. Под его влиянием формируются черты будущего индивидуального творческого подчерка Владимира Кранца. В его основе – приверженность традициям русской реалистической школы, натурному письму.

С 1957 года Владимир Кранц участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Происходит его знакомство с художниками В. Баженовым, Н. Тимковым, И. Варичевым, В. Овчинниковым, Д. Маевским, А. Грицаем. В 1964 году в Ленинграде состоялась первая персональная выставка пейзажей В.П. Кранца.

В 1960-1970 годы В. Кранц много работает в домах творчества в Гурзуфе, в Старой Ладоге, на Академической Даче, где сближается с художником В.Ф. Загонеком.

Писал пейзажи, жанровые картины, натюрморты. В 1970-е годы приобрёл известность как мастер лирического пейзажа.

Произведения художника находятся в Государственном Русском Музее (СПб), Музее блокады Ленинграда (СПб), в собраниях региональных музеев России, в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. Они неоднократно воспроизводились в печати и каталогах выставок аукционов русской живописи в Японии, Германии, Франции, Бельгии, Финляндии, США.

Главный хранитель Шульженко М.В.

Back to top