"Диалог художника со зрителем"

«Диалог», так называл свою выставку Владимир Фрумусаки. Это четвёртая персональная выставка его произведений в Приднестровском государственном художественном музее, и это четвёртый авторский диалог «художник-зритель» с бендерчанами и гостями города. Выставка насчитывает 46 живописных работ и открывает зрителю самобытного художника, влюблённого в свой край. Об этом свидетельствуют и сельские пейзажи, и бытовые сценки, и искромётные сюжеты народных гуляний.

Уроженец молдавского села Большие Котюжаны, выпускник архитектурного факультета Кишинёвского политехнического института, член Союза художников и Ассоциации архитекторов Молдавии, Владимир Фрумусаки в настоящее время исполняет обязанности главного художника Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой. Несмотря на огромную загруженность в театре, он находит время для занятий живописью. Именно в живописных полотнах он делится своими размышлениями о жизни, порой восторженно, порой – с немалой долей иронии.

Мысленно возвращаясь в прошлое, он отмечает, что уже в юности, влюбившись в творчество импрессионистов, решил для себя, что будет не копировать окружающую действительность, а передавать впечатление о ней. Так и идёт по жизни этот художник, сочетая в своём творчестве национальные традиции с традициями мирового искусства. Для его работ характерны яркий национальный колорит, оригинальное образное решение, ритмичность композиционного построения и лукавый взгляд художника, отражающего окружающий мир в своих живописных новеллах, напоминающих «театр жизни».

Его называют певцом молдавского села. А он уверен, что в работах каждого художника присутствуют «достоинства, присущие его Родине». Горячо влюблённый в свою землю, он большое внимание уделяет молдавскому пейзажу с утопающими в зелени домиками, традиционными заборами, пыльными дорогами, скрипучими подводами на них и важно прогуливающейся живностью.

Он объединил воедино, в одну образную канву землю своих предков, свои детские впечатления и написал всё так живописно, так «вкусно», с такой неподдельной искренностью, что невольно осознаёшь: автор и есть плоть от плоти этой земли, восторженно передающий её самые разные состояния и настроения. Таковы работы «Домой», «Сельский пейзаж», «Дворик с петухом», «Зимний пейзаж» и другие.

Как признаётся автор, бытовые сценки, насыщенные весельем, являются полной противоположностью его натуры. Способ создания своих работ художник называет «каламбуром», в котором звучит экспрессия. «В своих работах стараюсь передать зрителю радость, улыбку, веселье, иначе не надо вообще этим заниматься».

И его произведения наполнены южным темпераментом на редкость музыкального трудолюбивого молдавского народа, умеющего от души потрудиться и повеселиться. Каждый персонаж его произведений – это ярко выраженный национальный типаж, который выносится на первый план так же, как в театре главные герои – на авансцену («Музыканты», «Дуэт», «Весёлая пара», «Музыканты под дождём», «С горки» и другие).

Будучи превосходным колористом, он стремится приблизить цветовую палитру своих произведений к колориту модавских ковров, но не новоделов, а тех, созданных руками предков натуральными красителями.

Искреннее искусство Владимира Фрумусаки близко и понятно многим, оно покорило не только нашего зрителя, но и любителей живописи Румынии, Украины, России. Ярким подтверждением сказанному служит отзыв и размещённый видеоряд в интернете одного из зрителей Екатеринбурга: «В пасмурные осенние дни особенно приятно окунуться в солнечную атмосферу молдавской деревни, полюбоваться весёлыми лицами её жителей и даже немного захмелеть от всего этого, как-будто попробовать молдавского вина».

Выставка работала в залах художественного музея с марта по июнь 2019 г. А 18 мая, в акции «Музей для полуночников», в этих же залах, на фоне своей выставки, автор проводил мастер-класс, где лицом к лицу состоялся диалог: художник – зритель.

Пожалуй, он необходим как любителям искусства, так и автору экспозиции Владимиру Фрумусаки, продолжающему тернистый путь творца, не останавливающегося на достигнутом и продолжающего поиски новых форм отражения действительности.

Т. Шабардина

Back to top