"Май. Мечты Победы"

2020 год несомненно войдёт в мировую историю как год 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Обращаясь к этой святой для всех нас теме, мы продолжаем цикл эссе по юбилейной фондовой выставке «Мирное небо», посвящённой этому славному юбилею.

В рамках этого цикла мы представляем одно из ярких и знаковых произведений народного художника МССР Игоря Дмитриевича Виеру «Май 1945 года. Мечты Победы».

Несмотря на то, что написано оно было в 1975 году к 30-летию Великой Победы, затронутые в нём темы, звучат сегодня особенно актуально. 

Произведения этого уникального мастера – огромная ценность для музея, а его жизнь – пример беззаветной преданности искусству.

 

Родился И.Д. Виеру 23.12.1923 года в селе Чернолёвка Сорокского района (ныне Дондюшанского), там же окончил школу, затем поступил в гимназию, но война прервала его планы: пришлось уехать на заработки в Румынию. Сразу после освобождения Молдавии, он вернулся на Родину с двумя чемоданами книг и твердым желанием стать художником.

Талантливый юноша поступил сразу на третий курс Республиканского художественного училища им. И.Е. Репина, после окончания которого в 1949 году преподавал в школе живописи в с. Калараш, затем работал в журнале «Кипэруш», иллюстрировал книги, работал театральным художником, а также несколько лет возглавлял Национальный художественный музей г. Кишинева.

В 1954 году – вступил в Союз художников МССР.

В 1983 году – ему было присвоено звание народного художника МССР.

В 70-е годы ХХ века многие художники, отказываясь от традиционной академической живописи, искали новые художественные средства самовыражения, утверждали новаторские для того времени формы и методы живописи.

И.Д. Виеру наряду с такими мастерами как Михаил Греку и Валентина Руссу-Чобану, ставшими основателями национальной школы живописи, сумели создать свой яркий, индивидуальный стиль с элементами декоративности, стилизации формы и цвета, символикой.


Эти приемы также мастерски использовал в своём творчестве и Игорь Виеру. В композиции «Май 1945. Мечты Победы» художник сумел объединить, казалось бы, такие не совместимые и взаимоисключающие понятия, как война и мир, свет и тьма, добро и зло.

В ней нет конкретных событий или активных действий – это авторские раздумья о вечных человеческих ценностях, которые и сегодня волнуют нас.


Для усиления эмоционального впечатления художник как истинный сценограф, делит пространство картины на два плана, на два мира. Вначале он погружает нас в мир войны, мир хаоса, где разрушенные стены храма превращены в руины здания из кроваво-красного кирпича с торчащей арматурой, а затем увлекает силой своего таланта – через проёмы разрушенного здания в другой мир – мир голубого ясного неба, где на зелёной полянке с одуванчиками безмятежно спит ребенок, а над ним, будто охраняя его сон, парят голуби.

При создании этих образов И. Виеру использовал простые и понятные всем символы: разрушенный храм – символ войны и смерти, белые голуби и спящий ребенок – символ мира и покоя, Джоконда – символ спасенной от гибели культуры и духовности всего человечества, деревце – символ возрождаемой жизни даже на далёких планетах.

Элементы символики активно использовали и другие молдавские художники. В предыдущем эссе Н.И. Бахчеван в своем триптихе «Пламенные годы» обращался к образу аистов, которые сопровождают героев во всех трех частях композиции, символизируя в самом начале горе и смерть, затем – четкий ритм уходящих в бой солдат, и в завершении – образ аистов, мирно вьющих гнездо на крыше дома.

Видео к просмотру доступно по ссылке: https://youtu.be/FNyejoKVKQ8

В последующем вас ждет эссе о картине М. Бури «Мария. Никто не забыт, ничто не забыто».

 Материал подготовлен заместителем директора Г.С. Чибук

Back to top