История картины "Весна 1945 года" Сергея и Алексея Ткачёвых

Мы завершаем цикл эссе по выставке «Мирное небо». И хотя 70 процентов произведений экспозиции отражают мирные будни, лейтмотивом выставки являются темы памяти и величия подвига советского народа, который принёс мир не только своей Родине, но и народам Европы.       

Особое место на выставке занимает произведение народных художников СССР Сергея и Алексея Ткачёвых «Весна 1945 года», в котором авторам удалось в самый простой бытовой сцене передать жизнеутверждающую силу весны Победы, а также характер и моральную стойкость советского народа.

Но прежде чем мы перейдём к теме «История картины «Весна 1945 года»» Сергея и Алексея Ткачёвых – несколько слов о творцах этого произведения.

Родились братья на Брянщине в деревне Чучуновка в семье рабочего паровозостроительного завода Петра Афанасьевича Ткачёва. Сергей – в 1922 году, Алексей – в 1925 году. В их большой дружной семье, насчитывающей 10 детей, с малолетства все были приучены к труду. Не всегда хватало одежды, младшие донашивали обувь старших, не каждый раз сытно ели, но недостатка в духовной пище не было. Гостеприимный дом Ткачёвых принимал друзей старшего брата Виктора, студентов художественного училища. Споры, разговоры о живописи, редкие издания книг по искусству, портреты, которые писались и обсуждались тут же – в такой атмосфере проходило детство художников.

Мать – Мария Васильевна, безграмотная женщина, но натура художественная, во всём поддерживала творческие способности детей (в семье рисовали все). И если во многих домах в сундук складывали самые добротные, дорогие вещи, то в семье Ткачёвых мать складывала в сундук рисунки своих детей. При всей своей занятости (ведь в семье 10 детей) она, по просьбе, выкраивала часок, другой, чтобы позировать. Целая серия работ Ткачёвых посвящена любимой натуре – маме, заботливой, любящей, трудолюбивой русской женщине.

Путь художников к творчеству прокладывался через изокружки, художественную школу, художественное училище. Завершили братья образование в одном из самых престижных ВУЗов страны, Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова.

После окончания института Алексей в 1951 году, а Сергей в 1952 году были направлены в Белоруссию. Там и родился знаменитый дуэт – братья Ткачёвы. Это пример уникального творческого содружества двух живописцев, удачно дополняющих друг друга. За годы творчества сложился единый стиль. Ими написаны сотни картин, где герои – реальные люди, чаще, труженики села. Наряду с писателями-деревенщиками Фёдором Абрамовым, Виктором Астафьевым, Василием Беловым, Валентином Распутиным, художником Аркадием Пластовым Ткачёвы изображали жизнь села, его тружеников, грустные и радостные моменты из жизни российских деревень («В колхоз», «Июньский сенокос», «Просёлочная дорога», «У колодца», «Трудовые будни»).

Интересны в этом плане автопортреты художников в картине «Трудовые будни», где сельчане и художники воспринимаются как единое целое.

Искусство – это биография народа. Биографию своей страны писали и пишут братья Ткачёвы. Ведь вместе со своей страной они прошли сложный и трудный путь. В их детских воспоминаниях – период коллективизации. Пережили они и голодный 33-й год. Вместе со своим народом вынесли все тяготы Великой Отечественной войны. 15-летним мальчишкой Алексей по 12 часов в сутки работал на Уралмаше. Сергей воевал в пулемётном батальоне, был тяжело ранен. Интересен факт из его военной биографии: по ошибке, в документах Министерства обороны стояла отметка «Рядовой Ткачёв погиб геройской смертью». Так что появление в их творчестве картин о грозных событиях, всколыхнувших всю страну, не случайность. Это и есть биография страны, судеб людей: красноармейцев, тружеников тыла, детей войны. В их ряду: «Они сражались за Родину», «Безымянная высота», «Дорогами войны», «Горький хлеб победы», «Дети войны».

Долгие годы братьями вынашивалась тема Победы. Вплотную они обратились к ней в 80-е годы. С гордостью можно сказать, что одно из лучших произведений советской живописи на эту тему «Весна 1945 года» находится в нашем Приднестровском государственном художественном музее. Оно поступило в фонды Приднестровского государственного художественного музея в 1989 году из фондов Всесоюзного производственно-художественного комбината им. Евгения Вучетича.

Авторы над ней работали 5 лет с 1980 по 1985 годы. Наряду с праздничной темой победного мая в работу вошла и тема непоправимых отметин войны. Очень часто Ткачёвы на вокзалах, базарах, пригородных электричках встречали искалеченных войной вчерашних защитников. Да и Сергей Ткачёв из-за тяжелого ранения на войне, чуть было не лишился руки. Но больше всего художников трогало то, что многие из них, несмотря на увечье, и в мирной жизни нашли своё призвание.

Произведение «Весна 1945 года» рождалось постепенно. Много было написано этюдов к работе, создавались варианты. «Май 1945 года», первоначальный вариант, этюд к картине «Май 1945 г.» (Юрий Махотин), второй вариант «Май 1945 г» и «Снова жизнь».   Задача перед художниками состояла в том, чтобы создать образ главного героя, который отражал бы качества присущие тысячам советских солдат, тем, кто выдержал, выстоял, победил, продолжал быть опорой, и жить полноценной жизнью под мирным небом.

В двух последних вариантах образ главного героя найден. Но меняются персонажи его окружающие, расстановка фигур в пространстве, пейзажный фон. Шли поиски той самой ёмкой, самой выразительной композиции, которая и стала основой конечного варианта работы «Весна 1945 года», вошедшего в фонды нашего музея.

В музейном варианте картины изображён благоухающий яблоневым цветом приусадебный участок. В центре – крестьянская семья: вчерашний воин с заправленным под ремень пустым рукавом гимнастёрки. Его уцелевшая правая рука сжимает черенок лопаты. Спокойную уравновешенность, достоинство и выдержку солдата, сменившего оружие защиты на орудие труда, передаёт данный образ. Две худенькие ручонки сына на этом же черенке лопаты, его счастливое лицо и прильнувшая к отцу щуплая фигурка являются смысловым подтекстом, говорящим о преемственности поколений.

Образ женщины иконописен, умиротворён, излучает покой и счастье, ожидаемого материнства. Вся семья воспринимается единым целым. Кажется, что каждый её персонаж не просто освещён солнцем, а высвечен изнутри, излучает внутреннее свечение, что символизирует семейное счастье под мирным небом и незыблемость устоев семьи.

Этот сюжет из жизни российской семьи дополнен двумя выразительными сценами: в правом нижнем углу – семейство хохлатки, в левом верхнем – птичье семейство. Они дополняют и делают многогранными темы Победы и мира, где обретает счастье каждая семья. А такая деталь, как перевёрнутая немецкая каска, на которую, как на пьедестал взобрался цыплёнок, символизирует поверженный фашизм и торжество жизни на земле.

Живопись Ткачёвых пленэрная, светоносная, с использованием сложных цветовых сочетаний. Их кисть вторит природным формам, чутко улавливается и плавное падение лепестков, и плотные бутоны яблоневого цветения, и лёгкое марево, напоминающее свадебную фату, окутавшую молодое деревце, и солнечные блики на брёвнах избы и земле.

Всё, написанное авторами, пропущено через душу и сердце. Поэтому каждый, около этой работы, ощущает запах свежевспаханной земли, весеннего свежего воздуха, буйного майского цветения, что символизирует возрождение жизни и гимн общечеловеческого праздника – праздника Победы.

Видео-сюжет доступен к просмотру по ссылке: https://youtu.be/_Ob-FYRCTYg

Материал подготовила заместитель директора Т.К.Шабардина


Back to top