Графика

Значительную часть основного музейного фонда составляет коллекция графики, насчитывающая более двух тысяч произведений искусства, которые отличает разнообразие жанров, сюжетов и технических средств исполнения, широта временного и географического охвата.

 

В полной мере это относится к уникальному разделу коллекции,  в составе которого 600 гравюр мастеров России и стран Западной Европы XVII-XIX веков, переданных в наш фонд Национальным художественным музеем г. Кишинёва в 80-е годы прошлого столетия.

Творчество русских мастеров 19 века, многие из которых тесно сотрудничали с первыми российскими журналами «Будильник», «Свет и тень», «Россия» представлено бытовыми жанровыми композициями, сельскими и городскими пейзажами, иллюстрациями к известным произведениям И.С.Тургенева, И.Д. Лажечникова и С.Н.Филиппова.

В музейном собрании работ русских графиков конца XIX – начала XX веков  особое место занимает акварель одного из самых талантливых и разносторонне образованных художников той эпохи – Ивана Яковлевича Билибина, созданная им в 1902 году по мотивам  русских народных сказок.

Западноевропейских мастеров XVII-XIX веков отличало не только виртуозное владение широко распространенными техникой офорта, ксилографии, гравюры на стали, но и создание французскими и немецкими художниками во второй половине XVIII века новых способов изображения, в их числе – литография и акватинта.

Исторически сложившиеся экономические, политические и духовные особенности становления разных стран нашли свое отражение в тематическом и жанровом многообразии творчества западноевропейских мастеров. Итальянские художники отдавали предпочтение библейским и античным сюжетам, французские и голландские  мастера с тонким юмором и иронией рассказывали о духовных и нравственных проблемах в обществе, английские и немецкие гравёры с любовью и теплотой передали красоту природы родного края.

Огромный пласт многонационального культурного и духовного наследия художественных школ бывших союзных республик представлен в работах графиков, чьё  творчество  пришлось на послевоенный период (50-60 гг.) и годы, предшествующие распаду СССР (70-80-е годы).

Полуторатысячная коллекция работ этих ярких талантливых мастеров – значительна и разнообразна и, несмотря на присущую искусству того времени некую плакатность, передаёт всё разнообразие, сложность и противоречивость развития графики второй половины XX века.

В настоящее время фонд графики пополняется в основном дарственными произведениями российских и приднестровских художников, в числе которых линогравюры А.И. Андреева-Снегина, О.Герасименко, Г.Зыкова, акварели И.Мосейчука, М.Руденко, Э.Руденко, В. Радованова. Получение автором равнозначных и равноценных по качеству оттисков делает графику самым демократичным видом искусства, что отличает и упрощает возможность формирования и пополнения музейной коллекции.

При всём разнообразии форм музейной деятельности – собирательская является одной из основных в научно-исследовательском разделе. Графика систематизируется, изучается и предстает широкому кругу зрителей целым рядом лучших произведений фондовой коллекции Приднестровского государственного художественного музея.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top