История

     История Приднестровского государственного художественного музея началась в XX веке с создания 1 августа 1971 года Бендерской картинной галереи Распоряжени­ем Совета министров МССР № 1115-593 от 13 апреля 1971 года. Идея размещения в г.Бендеры картинной галереи принадлежит Алексею Ивановичу Мацневу, первому секретарю Бен­дерского Комитета КПМ и выпадает на годы «музейного бума». В числе поддержав­ших эту инициативу: директор Бендерской детской художественной школы В.М. Зюзин, а также, вернувшийся по завеща­нию отца на родину из Франции художник А.Л. Афанасьев и многие другие пред­ставители интеллигенции и общественности 60-х - 70-х годов прошлого века. Это время, когда система туристских маршрутов для взрослых, студентов, учащихся и школьников была тесно взаимосвязана с экскурсионной, выставочной и лекцион­ной работой музеев. Руководство города А.И. Мацнев, М.Л. Орлова, Н.Н. Шеларь, Д.Ф.Чалюк  обратились  с  ходатайством  о  создании Бендерской картинной галереи к министру культуры МССР П.Ф. Кулюку, к заместителю Председателя Совета Мини­стров МССР Г.И. Еремею, и просьба нашла всестороннюю поддержку. 

    Первым директором картинной галереи был назначен А.В. Лосев, он стал основа­телем принципов научной, собирательской, и просветительской работы. Выбрав тактику изучения опыта лучших музеев всесоюзного значения, он требовал приме­нения всего лучшего в работе молодого учреждения. Благодаря его энергии, убеж­денности и вере в необходимость воспитания молодежи средствами искусства, его организаторскому дару и умению подбирать для работы перспективных специали­стов, были заложены основы художественного музея республиканского уровня. 11 февраля 1972 года Бендерская картинная галерея была открыта для посетителей первой в своей истории Выставкой российских художников.

      В 2002 году галерее было присвоено имя А.В. Лосева и статус государственного учреждения культуры Министерства просвещения Приднестровской Молдав­ской Республики. А в марте 2013 года Республиканская картинная галерея им. А.В. Лосева была реорганизована путем слияния с Центром изобразительного искусства Приднестровья им.М.Ф.Ларионова в Приднестровский государственный художественный музей. 

Подробнее: История

Основателю Бендерской картинной галереи посвящается...

К 105-летию со дня рождения Алексея Васильевича Лосева

2021 год особенный для Приднестровского государственного художественного музея: 13 марта исполняется 105 лет со дня рождения его основателя Алексея Васильевича Лосева. Эта дата близка другой, не менее значимой – 50 лет со дня выхода 1 августа 1971 года Постановления Совета Министров МССР о создании в Бендерах картинной галереи. Есть в этих событиях особый смысл совпадений: срок памяти основателя, имя и дело которого живет 105 лет и 50-летний юбилей его детища – Приднестровского государственного художественного музея, который стал хранителем культурных ценностей и центром современного изобразительного искусства в ПМР.

Для 55-летнего Алексея Васильевича Лосева, участника Финской и Великой Отечественной войн, работника Бендерского городского исполнительного комитета обретение новой для себя профессии стало переменной вехой в личной биографии. И было это для человека высокой культуры, энергичного руководителя с многолетним жизненным опытом не лёгкой прогулкой в  область наслаждения искусством, а неустанным трудом и преодолением сложностей нового дела. Он с энтузиазмом взялся за хозяйственные вопросы, и, всего через полгода после назначения его директором, галерея была открыта в реконструированном здании Выставкой художников Российской Федерации. Даже сегодня, при новых технологиях и коммуникативных условиях, это очень краткие сроки введения в действие нового учреждения культуры. 1 августа 2021 года и 11 февраля 2022 года будут отмечаться как 50-летний юбилей музея.

В закладке музея, в его основании имя Алексея Васильевича останется навсегда. Главным смыслом для него было сложение коллектива и выбор перспектив. Алексей Васильевич, всех своих молодых и неопытных сотрудников обязал учиться, но прежде неустанно сам осваивал свое новое дело. Сфера искусства по условиям познания приравнивается к любой науке или производству, ведь в любых направлениях деятельности человека важен профессионализм, грамотность, выбор своих кумиров. Алексей Васильевич учился на долгосрочных курсах в Москве вместе с такими учёными и мэтрами музейного дела как Борис Пиатровский, Ирина Антонова. Причём самым дорогим для него было общение с ними и изучение принципов работы лучших музеев Советского Союза. Государственный Эрмитаж, Государственный русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина, Государственный музей искусств народов Востока стали для него не только учебной базой, но и эталоном для подражания.

Подробнее: Основателю Бендерской картинной галереи посвящается...

Back to top