Не ремесло, а настоящее искусство

  В эти дни ступая по залам художественного музея, что в Бендерах, попадаешь в мир человеческой фантазии на тему того, каким должно быть пространство вокруг нас, в мир архитектуры.

     Здесь и макеты, и клаузуры (архитектурный набросок), и проекты, и творческие задания, и пленэрные зарисовки, и академические постановки в рисунке и живописи, и аппликация, и графика. Вниманию зрителей представлены самые разные проекты, которые могут быть (возможно, некоторые и будут) воплощены в реальность в конкретных местах городов и сел Приднестровья. Это проекты и многоуровневой парковки на 280 машино-мест, и общеобразовательной школы на 550 учащихся, и цирка, и жилого поселка, и яхт-клуба, и промышленного парка, и микрорайона на 10000 жителей, это и проект по реставрации здания летнего кинотеатра.
     Выставка под названием «Архитектурный инсайт» — это творческие и учебные работы преподавателей и студентов кафедры архитектуры и дизайна Бендерского политехнического филиала ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Почему же название выставки такое? «Инсайт» в архитектуре – термин, означающий творческое озарение, воплощенное в смелых и даже порой дерзких проектах. «Я сегодня попала в другой мир, мир сказки, и, оказывается, мои студенты рисуют эту сказку, меняют нашу жизнь, превращают ее в лучшую версию, – обратилась к присутствующим директор Бендерского политехнического филиала Светлана Иванова. – И я хочу, чтобы общество оценило экспозицию по достоинству».
      Вот уже пятый год подряд Бендерский политехнический филиал совместно с Приднестровским художественным музеем проводит выставку, организованную и студентами, и выпускниками архитектурного направления. «Сегодняшнее мероприятие объединяет поколения выпускников, позволяет поделиться теми наработками, которые могут лечь в основу наших будущих проектов, – заявила заместитель директора по научной работе БПФ Анна Цынцарь. – В Приднестровье происходит много архитектурных изменений. И я хочу, чтобы вы как архитекторы не боялись воплощать в жизнь самые дерзкие проекты, которые возникают в ваших умах».
      На встрече в стенах музея в день открытия выставки вспоминали, как все начиналось. Так, первый декан факультета искусств и архитектуры университета Нелли Окушко рассказала, как в середине 80-х годов к ним приехали студенты-архитекторы из Германии, как они ходили по кабинетам и поражались тому, что наши студенты работают карандашами. И говорили, что завидуют этому, так как их учат работать только на компьютере. И все же важно уметь работать и теми средствами, которые востребованы современными заказчиками. Потому уже знакомая мне по художественным выставкам Маргарита Корсак, доцент кафедры архитектуры и дизайна БПФ, заметила: «Наряду с прочими сегодня здесь экспонируются студенческие работы, выполненные в компьютерной графике – проектирование в 3DМax, Archicad, CORONA render. Потому что это требования сегодняшнего архитектурного движения во всем мире».
      Открывая выставку, заведующая кафедрой архитектуры и дизайна Татьяна Чудина эмоционально высказалась, делясь впечатлениями от экспозиции: «Студенты, которые у нас учатся, – немножко художники, немножко дизайнеры, немножко скульпторы. И обладая всеми этими талантами, в конечном счете создали то, что вы видите».
      Теплые слова Татьяны Чудиной подхватил и председатель союза дизайнеров Владимир Галанин: «Я испытываю приятные ощущения, потому что нахожусь в совсем новой среде. Не ожидал увидеть что-то новое. Сегодня удивить непросто. Но вам удалось. Формат, сценарий выставки, тематика, привязанная к нашей республике, – все приятно удивляет».
      Конечно, тот, кто далек от мира архитектуры, знает о нем лишь поверхностно. А это увлекательный мир. Да, непростой, но увлекательный. «Когда в академии художеств в Ленинграде у нас были предметы по архитектуре, то я просто падала в обморок, потому что не имела понятия ни об антаблементе, ни о фризах, ни о каннелюрах, – улыбается директор Приднестровского государственного художественного музея Наталья Егорова. – Для меня это был какой-то новый, страшный, совершенно неожиданный мир, потому что я, бендерская девочка с провинциальным образом жизни и провинциальными понятиями, впервые столкнулась с тем, что архитектура – это наивысшее звено в нашей культуре. Ведь оттого, как строят города, дороги, как прокладывают пути, зависит вся наша жизнь. И политика, и экономика, и производство, и буквально все».
      Выставка как раз и приближает нас ко всему тому, что кажется сложным, но интересным, непонятным, но манящим. Она позволяет заглянуть в закулисье работы архитекторов и понять, что это не ремесло вовсе, а настоящее искусство.


      Людмила Франчук, студентка 5-го курса: «Я как без пяти минут архитектор мечтаю, чтобы наш мир был в первую очередь комфортным. Я сейчас много читаю про градостроительство и замечаю, что градостроителями таких крупных городов, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, становятся женщины. И именно они делают город более комфортным. А раньше я даже не замечала, что город может быть неудобным. А тут, оказывается, каблуки застревают, машины везде гоняют, спокойно пройти нельзя, негде погулять, негде посидеть. И загорелась такой идеей: мне хочется делать город, здания и их интерьеры комфортными, эргономичными, чтобы люди могли чувствовать себя безопасно, уютно. Потому мы, будущие архитекторы, учимся всему постепенно, начиная с самых маленьких проектов, и доходим до большого дипломного.
     Архитектор, правда, может быть специалистом в чем угодно, он может даже мебель проектировать. Когда мы уже покидаем университет, то понимаем, куда нам хочется двигаться дальше. А вообще архитектор – универсальный солдат, человек-оркестр. По сути, мы мало чем отличаемся от художников. Разве что не настолько эксцентричные. Мы мыслим в одном направлении, у нас тоже бывают безумные идеи, но мы более сдержанные. Думаю, сказывается математический склад ума. А если говорить о мечте, то каждый архитектор мечтает открыть свое дизайнерское бюро, это предел и моих мечтаний».
     Александр Субботин, студент 4-го курса: «Я с детства любил рисовать, мне нравилось что-то создавать, и архитектурная кафедра стала хорошей площадкой для реализации моих идей. До этого за три года окончил художественную школу. Иметь такое образование будущему архитектору настоятельно рекомендуется. Хотя, по правде говоря, напрасно считают педагоги, что умение работать карандашом необходимо архитектору, как воздух. Это хорошо, но и работа на компьютере не так проста. Компьютер – это такой же инструмент, как карандаш, и при отсутствии умений и навыков он не сотворит чуда, и работу за тебя сам не сделает. Порой карандашом зафиксировать какую-то идею проще. Но заказчик не всегда понимает в рабочих чертежах, ему нужна картинка, визуализация того, где он хочет жить или работать. Я планирую в будущем делать для этого мира все, что понадобится, в чем он будет нуждаться в данный конкретный момент времени. Если кому-то будут необходимы красивые стулья, то я постараюсь придумать что-то потрясающее. Если понадобится для города сделать шире улицы и построить новые дома, значит, буду заниматься данным запросом. Необходима утилитарность наших проектов, но важно и не забывать о красоте. Удобство – само собой разумеющийся пункт. Но каждый человек хочет видеть вокруг себя еще и красоту. Которая создает хорошее настроение, делает наш день. И нашу жизнь, в конце концов».

Татьяна Астахова-Синхани.
Фото Дарьи Долженко


Геометрия смыслов художника Куличенко

Геометрические фигуры создают сюжеты. Люди, здания, животные, растения. Плавные формы превращаются в истории. Вот «Птица счастья» над Тирасполем. Внизу – дома, деревья, узнаваемые места.

Я покажу тебе музей

«Я покажу тебе музей» - новый проект Приднестровского государственного художественного музея. К участию в музейной работе пригласили волонтеров, которые смогут попробовать себя в роли экскурсовода, искусствоведа или лектора. Мероприятие направлено на патриотическое воспитание и культурное просвещение молодёжи – от самых маленьких участников проекта «Волшебная мастерская» до старшеклассников.


Он писал марки

 

     Какая тонкая работа, как умело сделан рисунок, как удачно сочетаются цвета – красивая марка. Часто мы забываем, что всем этим обязаны в первую очередь художнику, его таланту, мастерству, вкусу.
     Большой вклад в развитие филателии внес мастер из Бендер Борис Огли. К сожалению, этим летом после продолжительной болезни мастера не стало. В родном городе художника открылась выставка, посвященная его памяти. Инициатор создания экспозиции – директор ГУП «Издательство «Марка Приднестровья» Всеволод Лаврентьев. «На нашем предприятии Борис Борисович работал 9 лет. За это время создал более 300 рисунков для приднестровских марок и ряд – для республик Абхазия и Южная

     Осетия. Тематика – разная: от известных людей Приднестровья до выдающихся личностей с мировым именем, от значимых исторических событий до представителей флоры и фауны. А это 90% нарисованных марок издательства. Кроме того, Борис Огли подбирал и дизайн будущих миниатюр. Сам – филателист, а потому отлично их понимал», – отметил Всеволод Иванович.
     На выставке в Приднестровском государственном художественном музее представлено 106 работ (эскизов) художника, а также готовые напечатанные марки. «Изображены на марках и лучшие фондовые произведения живописи и графики, в знаки почтовой оплаты их переводил тоже Борис Борисович», – подчеркнула директор музея Наталья Егорова.
    Фотографы, пришедшие на выставку, отмечали, что издалека рисунок вовсе не рисунок – точно фотография. Только при близком рассмотрении видны карандашные штрихи.
     Но художник многогранен, и у нашего земляка есть полномасштабные работы. Полсотни полотен сейчас находятся в кишиневской мастерской художника. Коллеги из союза художников Молдовы готовы организовать выставку. Потом картины передадут в Бендеры. Об этом сообщила мать Бориса Огли Ангелина Ивановна, которая благодарит всех за память о сыне. Вместе с матерью выставку посетил и брат художника Виктор Огли.
     Хорошо знал мастера филателист Михаил Рашков, который на открытии выставки произнес важные слова: «Что такое изготовление рисунка будущей марки? Это филигрань. И Борис Борисович с этим достойно справлялся. Мне он запомнился как деловой интеллектуал, профессионал. Странно говорить о нем в прошедшем времени. Но Борис Огли будет жить в созданных марках, а они, как известно, живут очень долго».
    Ознакомиться с тонким миром рисунка марки Бориса Огли можно в течение месяца.


Светлана ОСАДЧАЯ.



Back to top