История одной картины: "Первый трактор" В.Чекмасова

2016 год для Приднестровского государственного художественного музея – юбилейный. 13 марта исполнилось 100 лет со дня рождения основателя и первого директора музея Алексея Васильевича Лосева (1916-1983 гг.). 1 августа 2016 года исполнится 45 лет со дня создания Бендерской картинной галереи, которая после реорганизации в 2013 году называется Приднестровский государственный художественный музей.

Новый статус и многолетняя история сложения коллекции изобразительного искусства диктуют и новые формы мероприятий, требуют поиска современных способов работы со зрителями при осуществлении целей научно-просветительной деятельности.

Проект «История одной картины» призван по-новому, совместно с телевидением представлять лучшее из четырехтысячной коллекции нашего музея. Т.е. традиционные способы показа произведений, хранящихся в фондах, методом организации тематических экспозиций, передвижных выставок, представления произведений на мероприятиях для дошкольников, учащихся, студентов, взрослой аудитории, расширяются. «История одной картины» – это отражение многих форм музейной работы, сокрытых от посетителей: собирательство, оформление, изучение, описание, реставрация и многое другое. Этот проект также отвечает реалиям сегодняшнего дня, когда музей работает не только с посетителями своих залов, но и сам выходит к ним посредством совместной работы со СМИ.

Подробнее: История одной картины: "Первый трактор" В.Чекмасова

Кирилл Шебеко - легенда Дальнего Востока

Кирилл Иванович Шебеко (20 мая 1920 – 3 марта 2004) – художник, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, почетный гражданин Владивостока, член Союза художников России, профессор Дальневосточной академии искусств. Родился в селе Циммермановка Хабаровского края. В 1940 году окончил Благовещенское художественное училище. С 1941 по 1942 год участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени, медалями. В 1943 поступил и в 1950 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств в Ленинграде. С 1950 по 1968 год работал преподавателем во Владивостокском художественном училище. С 1968 года был профессором кафедры живописи и рисунка Дальневосточного государственного института искусств (ныне академии искусств). Начиная с 1951 года принимал участие во Всесоюзных, республиканских, зональных, краевых выставках, а с 1955 года – за рубежом, в том числе в Югославии, Польше, Чехословакии, Болгарии, ГДР, Индии. Персональные выставки художника состоялись в Москве, Ленинграде (1981), Саппоро (Япония, 1992). С 1951 года – член Союза художников России. Являлся членом правления Союза художников РСФСР (1960–1972), членом правления Союза художеств СССР (1972–1977).

Подробнее: Кирилл Шебеко - легенда Дальнего Востока

Мальчик с быками

МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ГРЕКУ родился 22 ноября 1916 года в бедной крестьянской семье в селе Фараоновка на юге Бессарабии (ныне – Одесская область).
С 1937 по 1940 годы учился в Бухарестской Академии изящных искусств в мастерской Франсиско Широто. Во время ВОВ был эвакуирован в г. Уральск, где работал кочегаром на железной дороге. С 1945 по 1947 г. учился в Республиканском художественном училище им. И.Е.Репина в Кишиневе в классе Моисея Ефимовича Гамбурда. С 1945 года – член Союза художников Молдавии. С 1987 года - Народный художник МССР.

Творчество М.Греку принято делить на 3 периода.
50-60 годы прошлого века считаются временем произведений академического решения, которые «наполнены ненавистью к насилию и бездушию, сочувствием к свободолюбивым устремлениям народа» (В.Петров).

Подробнее: Мальчик с быками

Синяя птица Дмитрия Пейчева

 Пейчев Д.П. 1943 г.р. Портрет Тамары Греку. 1977 г. Холст, темпера, 120x100.

«Чистая живопись» - так в свое время определила то, что он делает, живописец и керамист Эсфирь Греку, жена маэстро Михаила Греку, который стал для Дмитрия Пейчева Учителем с большой буквы. Сегодня ученик убежден в том, что, если бы он не встретился с Михаилом Греку, его путь в искусстве был бы совсем иным. Супруги Тамара Греку и Дмитрий Пейчев замечательно продолжили творческие традиции семьи Греку.

Подробнее: Синяя птица Дмитрия Пейчева

Ленинградское кафе

Гервиц Леонид Владимирович 1946 г.р.
Живописец. Член Союза художников СССР.

Родился 12 апреля 1946 года в Одессе. Мать – пианистка, отец – инженер. В Одессе прошли детство и юность будущего художника. Окончил Одесское государственное художественное училище им. М.Б. Грекова. И вот он, Леонид Гервиц — художник, увлеченный морем, пейзажами, тематическими картинами, читающий наизусть Пушкина. Затем Ленинград, куда уехал, чтобы поступить в Академию художеств СССР. После «Грековки» это оказалось несложным, в «Питере» одесситов любили и ценили. И поэтому взял его к себе в ученики мэтр академии — художник Виктор Михайлович Орешников. А узнав о любви к Пушкину, определил тему диплома — «Пушкин в Михайловском». С 1975 по 1991 гг. Леонид Владимирович Гервиц преподавал в Академии Художеств СССР. В 1978 – 1990 гг. был одним из руководителей студенческой практики в Пушкинском заповеднике.

Подробнее: Ленинградское кафе

Весна пришла

Кранц В.П. (1913 - 2003) Весна пришла. 1980 г. Оргалит, масло, 75x97.

Из петербургских пейзажистов имя Владимира Павловича Кранца известно любителям живописи, пожалуй, наиболее широко. Участник многочисленных выставок в нашей стране и за рубежом, художник создал за долгую творческую жизнь огромное количество произведений. В.Кранц принадлежит к тому счастливому типу живописцев, чьи произведения находят самый короткий путь к сердцам разных людей, собирая вокруг художника горячих почитателей его таланта. Его лирическое восприятие русской природы и мягкая манера письма близки и привлекательны для большинства любителей пейзажной живописи. Не случайно работы художника охотно приобретаются не только коллекционерами, но и многочисленными любителями живописи в России и за рубежом, принося автору широкое признание.

Подробнее: Весна пришла

Портрет электросварщицы

В настоящее время специалистов привлекают такие проблемы, как психология творческого процесса, особенности пластического языка отдельных художников, процесс сложения индивидуального стиля или направления, выявление изобразительных идей, подспудно или напрямую формировавших творческий облик художников середины и второй половины XX века. Изучая живопись В.К.Садовской из фондовой коллекции ПГХМ в связи с подготовкой материала для телепроекта «История одной картины», мы столкнулись с необходимостью уточнить датировки написания некоторых произведений. Оказалось, что за такими названиями как «Портрет сталевара» или «Портрет электросварщицы» стоят реальные люди, которые жили в 50-х – 70-х годах прошлого века и работали над созиданием нашего края.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Садовская В.К. 1922 г.р. Портрет электросварщицы
(Депутат Верховного Совета СССР Сандул Е.А.). 1955 г. Х., м. 62х52.

Подробнее: Портрет электросварщицы

Горная речка. Карпаты

Антонюк И.М. (1937-2011) Горная речка. Карпаты. 1985 г. К., м. 89х100.

                                                                     «Не то, что мните вы, природа:
                                                                       Не слепок, не бездушный лик –
                                                                       В ней есть душа,
                                                                       В ней есть свобода,
                                                                       В ней есть любовь,
                                                                       В ней есть язык».      Ф.Тютчев

Член Союза художников Приднестровья, искусствовед, педагог Антонюк Иван Михайлович именно так воспринимал окружающий мир и в передаче его был сам предельно раскрепощён и искренен.

В фондах Приднестровского государственного художественного музея 53 произведения живописи этого автора. Более сорока из них, переданы в дар художником. Работа «Горная речка. Карпаты» входит в разряд дарственных. Она поступила в фонды музея 30 декабря 1987 г. Её отличительная особенность, как вцелом живописи художника, яркая насыщенная цветовая гамма, открытая декоративность, свободная раскованность письма. Такое мажорное восприятие мира формировалось жизненным путём художника.

Подробнее: Горная речка. Карпаты

Весенние заботы

 Виеру И.Д. (1923-1988) Народный художник Молдавской ССР. Весенние заботы. 1975 г. Х., м., 125x89.

Игорь Виеру принадлежит к тому поколению молдавских живописцев, которые известны своей приверженностью к деревенской тематике. Композицию «Весенние заботы» он написал в 1975 году. Разрабатывая тему деревни, великий художник пытался передать с помощью цвета дух народных традиций и нетленные ценности своего народа. Образный строй картины «Весенние заботы» весьма типичный для его творчества, имеет яркую лирико-эпическую окраску. Картина привлекает выразительностью и остротой пейзажного мотива, свежестью колористического решения, непритязательностью и в то же время удивительной жизненностью сюжета. Образы, созданные мастером, тяготеют к фольклору, к строю песенной поэзии. Колорит и неторопливость движений пронизаны возвышенностью, чувством единения людей в труде. Природа становится не только местом действия, а частью внутреннего мира людей. Художник делает её действующим лицом картины, и человек должен жить с ней в гармонии и единении.

Подробнее: Весенние заботы

Анна Баранович - романтик реализма

Анна Баранович входит в круг достойных художников, трудами и творчеством которых продлеваются лучшие традиции русской и молдавской живописи. Фактически она оказалась прямым наследником ведущих мастеров Бессарабии начала ХХ века. Обращаясь к искусству великих предшественников, особо ценя и чувствуя живопись подлинных колористов, А. Баранович и сама создала произведения, по прошествии времени ставшие своего рода камертоном, по которому смогут «настраиваться» следующие поколения живописцев «молдавской школы». Картины А.Баранович имеют характерный живописный строй, свойственный многим молдавским художникам, посещавшим художественные мастерские И.Я. Хазова в 1950-х годах. Его система построения целостной пластической формы на основе отбора главных компонентов, допускающая свободное обращение с натурным материалом, осуждалась как «формалистическая». Однако она привлекала многих художников, понимавших и принимавших реализм. К ним можно причислить и Анну Георгиевну Баранович.                                                                               (1906 - 2002)

Подробнее: Анна Баранович - романтик реализма

"Венеция" Евгения Куманькова

Евгений Иванович Куманьков (1920-2012), Народный художник России, всегда очень скромно оценивал результаты собственного труда: «Формы, что созданы природой (а может быть, каким-то высшим художником?), несравненно сложнее творений человека. Все созданное искусством не что иное, как трепетное стремление приблизиться к ним. Оно прекрасно, это стремление, но так же тщетно, как всякая попытка достичь идеала. Такова сложнейшая диалектика жизни», — пишет художник в своих «Воспоминаниях».

Он родился 29 февраля 1920 года в Смоленске, окончил художественный факультет ВГИКа (1943). После окончания художественного факультета ВГИКа  много лет работал художником-постановщиком на киностудии «Мосфильм». Среди его работ — фильмы, ставшие классикой советского кинематографа: «Садко», «Илья Муромец», «Капитанская дочка», «Мёртвые души», «Метель», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». С 1974 по 1999 год был главным художником Малого театра, автором декораций и костюмов к спектаклям «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», «Горе от ума», «Русские люди», «Любовь Яровая», «Дети Ванюшина», «Господа Головлевы».

Подробнее: "Венеция" Евгения Куманькова

Шиляево. Завтра праздник

Член-корреспондент Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Фёдорович Стожаров – один из выдающихся живописцев ХХ века. Как отметил вице-президент Российской академии художеств Е.И.Зверьков: «Его имя в истории искусства связано с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно. Созданные им образы далёких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества».

Родился Владимир Стожаров 3 января 1926 года в Москве, где получил прекрасное академическое образование в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Он стремительно вошёл в художественную жизнь страны в 50-е годы ХХ века. Спустя три года после окончания института он был принят в члены Московской организации Союза советских художников и активно включился в творческую работу. Дважды в год: осенью и весной выезжал в российскую глубинку. Постепенно города и сёла Костромской, Ярославской, Псковской, Новгородской, Владимирской областей, Сибири и русского Севера стали вторым домом и творческой мастерской художника, где он взахлёб работал на пленэре, по 12-14 часов в сутки, запечатлевая образ России.

Подробнее: Шиляево. Завтра праздник

Художник и время

Алексей Александрович Васильев 
– советский художник, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.

1907 – родился 30 сентября в г. Самарканде.
1927 – художественное училище "Памяти 1905 года" у Е.А. Якоба.
1927 – ВХУТЕИН у Фаворского В.А., Герасимова С.В., Моора Д.С.
1932-1935 – аспирантура при ГТГ у Федоров-Давыдова А.А.
1935 – директор государственной картинной галереи в г. Фрунзе.
1935-1940 – Фрунзе, Хабаровск, Комсомольск на Амуре, Анадырь.
1941 – начальник ИЗО в Управлении по делам искусств при СНК МССР.
1945 – Председатель Союза советских художников Молдавии (избран на I съезде художников республики).
1959-1960 – командировка в Китай с В.К. Нечитайло.
1961-1966 – директор Кишиневского художественного училища им. И.Е.Репина.
1963 – командировка в Крым.
1967 – персональный пенсионер республиканского значения.
1969 – выходит монография И. Шведова "А.А. Васильев".         
1969 – сентябрь, поездка в Африку.                                                                                                                   (1907 - 1975)
25 марта 1975 г. – умер в г. Кишиневе.

Произведения А.А. Васильева находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, в музеях Киргизии, Узбекистана, Дальнего Востока, Якутии и музее Филадельфии (США). Большинство произведений Алексея Александровича принадлежит Государственному художественному музею Кишинева. В фондовой коллекции Приднестровского государственного художественного музея находится 21 произведение А.А. Васильева.

Подробнее: Художник и время

Back to top