История одной картины: "Первый трактор" В.Чекмасова

2016 год для Приднестровского государственного художественного музея – юбилейный. 13 марта исполнилось 100 лет со дня рождения основателя и первого директора музея Алексея Васильевича Лосева (1916-1983 гг.). 1 августа 2016 года исполнится 45 лет со дня создания Бендерской картинной галереи, которая после реорганизации в 2013 году называется Приднестровский государственный художественный музей.

Новый статус и многолетняя история сложения коллекции изобразительного искусства диктуют и новые формы мероприятий, требуют поиска современных способов работы со зрителями при осуществлении целей научно-просветительной деятельности.

Проект «История одной картины» призван по-новому, совместно с телевидением представлять лучшее из четырехтысячной коллекции нашего музея. Т.е. традиционные способы показа произведений, хранящихся в фондах, методом организации тематических экспозиций, передвижных выставок, представления произведений на мероприятиях для дошкольников, учащихся, студентов, взрослой аудитории, расширяются. «История одной картины» – это отражение многих форм музейной работы, сокрытых от посетителей: собирательство, оформление, изучение, описание, реставрация и многое другое. Этот проект также отвечает реалиям сегодняшнего дня, когда музей работает не только с посетителями своих залов, но и сам выходит к ним посредством совместной работы со СМИ.

 «История одной картины» становится достоянием широкого круга населения, благодаря тому, что телевидение представляет информацию, в которой рассказывается об авторе, картине, истории её написания и о путях, которыми она попала в музей. В одном из залов в течение определенного времени выставляется эта картина, и посетители стремятся увидеть её в своем подлинном состоянии.

Одно из первых поступлений в фонд живописи Приднестровского государственного художественного музея – картина В.Чекмасова «Первый трактор». В ходе подготовки первого сюжета проекта «История одной картины» выяснилось, что художник живет в Карелии, в г.Петрозаводске. Телефонному звонку из Бендер он очень обрадовался и прислал свой рассказ о картине «Первый трактор»:

«Я с детства любил рисовать. Определяющим событием стало поступление в изостудию Петрозаводского Дворца пионеров, в котором я с удовольствием занимался с 6 по 10 класс.

После окончания школы (1958 г.) поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище. Училище не вполне оправдывало моих надежд стать профессиональным художником, потому что там был сильный педагогический уклон. Я ушёл с третьего курса и устроился на работу в пожарно-сторожевую службу Ленинградской Академии художеств. Это позволило мне, в свободное от работы время посещать занятия по живописи и рисунку в качестве вольнослушателя. Хорошо подготовившись по специальности, я в 1962 году поступил учиться в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на живописный факультет. Учился в мастерской народного художника СССР Юрия Михайловича Непринцева. С детства помнил его картину "Отдых после боя", которую в народе называли "Василий Тёркин".

Юрий Михайлович рассказал нам, что оригинал картины был подарен И.В. Сталиным вождю китайского народа Мао Цзе Дуну, а для Третьяковской галереи Непринцев написал вариант. Когда я учился, с Китаем начались напряжённые отношения, и Юрий Михайлович переживал за судьбу своей удачной работы. 

На 5 курсе (1967 г.) возник естественный вопрос темы дипломной картины. Из воспоминаний родственников отца, который был родом из Орловской области (родился в 1912 г.), я знал, что в начале 30-х годов он был активным участником коллективизации, проявлял интерес к технике, был одним из первых трактористов в колхозе и проработал на тракторе до призыва в армию. После службы он остался в армии в погранвойсках и занимался там обеспечением и обслуживанием техники. Погиб в самом начале войны.

В память об отце я выбрал тему "Первый трактор". Дипломная работа продвигалась с трудом. На 5-м курсе я женился, появился первенец, семья жила в Петрозаводске, и я рвался туда при каждом удобном случае. Кроме того я не мог найти общего языка по поводу воплощения замысла со своим руководителем, то есть Ю.М. Непринцевым, который активно вмешивался в процесс работы.

Надо отметить, что я серьёзно подошёл к дипломной картине. Я изучал тему, в том числе бывал в музее Кировского завода в Ленинграде, где как раз и выпускались первые советские трактора, делал там зарисовки. Внимательно посмотрел классический фильм Довженко "Земля", удалось побеседовать и с участником событий коллективизации, смотрел хронику. Очевидцы рассказывали, что появление "железного коня" в деревне было в то время событием, сопоставимым по значению и впечатлению с первым искусственным спутником и даже первым полётом в космос.

После защиты осталось чувство некоторой неудовлетворённости, и я решил воплотить тему по-своему, совершенно самостоятельно. В декабре 1969 г. я участвовал новой картиной "Первый трактор" в зональной выставке "Советский Север". В 1970 году меня приняли в Союз художников СССР, и друзья - художники шутили, что я въехал в союз на первом тракторе!»

Чекмасов В.С. 1940 г.р. Народный художник России. Первый трактор. 1968 г. Холст, темпера, 145x273.

Директор ГУ ПГХМ Егорова Н.В.

Back to top