Портрет электросварщицы

В настоящее время специалистов привлекают такие проблемы, как психология творческого процесса, особенности пластического языка отдельных художников, процесс сложения индивидуального стиля или направления, выявление изобразительных идей, подспудно или напрямую формировавших творческий облик художников середины и второй половины XX века. Изучая живопись В.К.Садовской из фондовой коллекции ПГХМ в связи с подготовкой материала для телепроекта «История одной картины», мы столкнулись с необходимостью уточнить датировки написания некоторых произведений. Оказалось, что за такими названиями как «Портрет сталевара» или «Портрет электросварщицы» стоят реальные люди, которые жили в 50-х – 70-х годах прошлого века и работали над созиданием нашего края.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Садовская В.К. 1922 г.р. Портрет электросварщицы
(Депутат Верховного Совета СССР Сандул Е.А.). 1955 г. Х., м. 62х52.

Часто художники подписывают свои произведения с лицевой стороны в каком-нибудь из нижних углов картины. Но в произведениях В.К. Садовской такая подпись отсутствует. На подрамнике «Портрета электросварщицы» была обнаружена надпись, предположительно сделанная химическим карандашом. Определить принадлежность почерка не представлялось возможным без сравнения с образцом почерка автора картины. Но после небольшой разведки в интернете нам повезло – человек, указанный в надписи, действительно жил в 1955 году. А изображенная на портрете девушка имела портретное сходство с прототипом.

Звали её Евдокия Афанасьевна Сандул. Она участвовала в строительстве Дубоссарской ГРЭС в последние годы перед запуском в эксплуатацию. В 1954 году была избрана депутатом в Верховный Совет Советского Союза 4-го созыва, в Совет Национальностей от Молдавской ССР.

Среди десяти портретов В.К. Садовской из коллекции ПГХМ «Портрет электросварщицы» отличается камерностью. Художнику удалось вписать почти всю фигуру сидящей женщины в небольшой формат. Портрет Е.А. Сандул выполнен в очень сдержанной цветовой гамме. Мы предполагаем, что это было намеренно: чтобы условный серый фон, неброские зеленоватые оттенки робы, белая косынка лишь оттеняли милое открытое лицо девушки. Портретируемая изображена с явными атрибутами профессии: сварочная маска и электрод в руках рассказывают нам, что было время, когда человек гордился своим трудом. Её называли «Знатной электросварщицей Евдокией Сандул», когда снимали репортаж к 8 Марта о женщинах и их достижениях. У Евдокии Афанасьевны мужская профессия, но безмятежное очарование, исходящее от портрета представляет нам мягкую нежную женщину.

Возможно, она была одной из первых моделей художника и даже её ровесницей. Неброская тональная живопись наверняка подчеркивает скромный характер портретируемой и так и увлекает нас, побольше узнать об этом человеке, когда-то жившем в Дубоссарах, и конечно об авторе портрета.

Нам известно, что Садовская Варвара Калистратовна родилась 27 августа 1922 года на хуторе Сухая Гребля Николаевской области, Украина. Окончила Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова в 1945 г. и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, г.Ленинград в 1953 г. Обучение проходило на живописном факультете, где по окончании ей была присвоена квалификация художника живописи. С 1953 г. она приехала в Молдавию, активно участвовала в выставках и в 1956 г. вступила в Союз художников СССР. Садовская В.К. много работала в области станковой живописи, в последствии преподавала в художественном училище им И.Е.Репина в Кишиневе. Принимала активное участие в республиканских, всесоюзных и международных выставках СХ Молдавии. В 90-х Садовская В.К. выехала на ПМЖ в город Санкт-Петербург, Россия, где вступила в Союз санкт-петербургских художников.

Наш интерес к искусству соцреализма возникает из потребности поиска в близлежащем и пока еще доступном прошлом качественного по уровню искусства. Связи с ним еще живы, так как в обороте не только само искусство, но и не прерваны непосредственные контакты с ним: живы художники, начинавшие в те годы, работают ученики мастеров 1930-50-х годов. Многие ученики Варвары Калистратовны состоялись как профессиональные художники.

«…самые благодарные чувства я сохранил к Варваре Калистратовне Садовской, народному художнику СССР, которая сумела, сломав обычную программу, ориентированную на легкость и конструктивность, дать студентам настоящий классический рисунок чистяковской школы. При этом она поощряла всевозможные «измы» и изыски в домашних работах и давала по ним полноценную консультацию».                                                     Аркадий Острицкий

Многим талантливым художникам удалось в советскую эпоху создать произведения глубокого содержания. Они вошли в сокровищницу мирового искусства. Об этом говорит тот факт, что на Западе, начиная с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века не меньшей популярностью, чем работы нонконформистов пользуется соцреалистическое искусство. Его скупали и до сих пор продолжают скупать, чтобы составить из этих произведений престижные, дорогостоящие коллекции, галереи и целые музеи. В сравнении с этим коллекция живописи ПГХМ советского периода по-настоящему уникальна и с каждым годом музейное собрание всё возрастает в цене и своём значении.

Старший научный сотрудник Пащенко А.А.

Back to top