Анна Баранович - романтик реализма

Анна Баранович входит в круг достойных художников, трудами и творчеством которых продлеваются лучшие традиции русской и молдавской живописи. Фактически она оказалась прямым наследником ведущих мастеров Бессарабии начала ХХ века. Обращаясь к искусству великих предшественников, особо ценя и чувствуя живопись подлинных колористов, А. Баранович и сама создала произведения, по прошествии времени ставшие своего рода камертоном, по которому смогут «настраиваться» следующие поколения живописцев «молдавской школы». Картины А.Баранович имеют характерный живописный строй, свойственный многим молдавским художникам, посещавшим художественные мастерские И.Я. Хазова в 1950-х годах. Его система построения целостной пластической формы на основе отбора главных компонентов, допускающая свободное обращение с натурным материалом, осуждалась как «формалистическая». Однако она привлекала многих художников, понимавших и принимавших реализм. К ним можно причислить и Анну Георгиевну Баранович.                                                                               (1906 - 2002)

 

Живописи А.Баранович присущ романтический строй: она эмоциональна, в ней всегда присутствует поэтическое настроение, музыкальность, высокое чувство любви и уважения к Человеку, Природе родного края. Её путь в искусстве – последовательная реализация художественных идей, определившихся в ранний период. Она всегда оставалась сама собой, работа многих лет свидетельствует о её пристальном наблюдении натуры и тщательном выборе тем и мотивов.

Портрет Ефимии. 1957 г. Х., м. 70х62.

Ефимию, как персонаж, натурщицу писали Д.Севастьянов, М.Греку, В.Русу-Чобану и другие художники в студии, руководителем которой был И.Я.Хазов. Ефимия Анны Баранович своеобразна. «Портрет Ефимии» 1957 года, наполненный проникновенной живописностью, является интересной композиционной находкой в творчестве художника.

Диагональная расположенность фигуры, взгляд, устремленный противоположно движению модели, предельная активность цвета, звучных его акцентов, поддержанных тонкими соотношениями, сочная фактура, сохраняющая движение кисти — широкой, динамичной, словно расковывающей эмоции — все призвано создать образ душевной энергии, присущей портретируемой. На полотне изображена молодая крестьянка в простой одежде. Для Баранович, как для романтика всегда была по-настоящему интересна сама личность сельского труженика, в которой она видела «природного» человека, живущего вне пороков общества, обладающего незамутненными личными достоинствами.   

Тщательно разработано светотеневое и тональное решение портрета. Широкая живопись мазками, положенными по форме, вместе с внутренней экспрессией представляет нам характер основательной, уверенной в себе женщины. Предметная материальность передана не фотографично, а более условными средствами. Предметы (кувшин, связка баранок, традиционная молдавская сумка-котомка за плечами) не отвлекают на себя внимания зрителя, а гармонично дополняют женский образ. В модели подкупает простота, безыскусность, искренность выражения, правдивость характера. Прием контрастного построения колорита сообщает произведению ярко выраженный экспрессивный характер. Женщина как будто выхвачена из потока бурной будничной кутерьмы. Помещение её фигуры в рамки условного фона, серого с землистым и розовым, рефлектирующего от её одежды, нисколько не искажает характер модели, а наоборот активно выделяет изображённую в портрете женщину и мгновенно акцентирует всё внимание зрителя на ней.

Анна Георгиевна Баранович всю свою жизнь писала лишь то, что восхищенно любила. Она из плеяды благородных, не громко, не демонстративно любящих свое дело художников, твердо во все времена отстаивающих честь отечественного искусства. 

Старший научный сотрудник Пащенко А.А.

Back to top