Шиляево. Завтра праздник

Член-корреспондент Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Фёдорович Стожаров – один из выдающихся живописцев ХХ века. Как отметил вице-президент Российской академии художеств Е.И.Зверьков: «Его имя в истории искусства связано с большой темой, посвященной Русскому Северу, которую он решал глубоко индивидуально, по-стожаровски мощно. Созданные им образы далёких северных селений, наполненные неповторимым эмоциональным звучанием, стали символом Отечества».

Родился Владимир Стожаров 3 января 1926 года в Москве, где получил прекрасное академическое образование в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Он стремительно вошёл в художественную жизнь страны в 50-е годы ХХ века. Спустя три года после окончания института он был принят в члены Московской организации Союза советских художников и активно включился в творческую работу. Дважды в год: осенью и весной выезжал в российскую глубинку. Постепенно города и сёла Костромской, Ярославской, Псковской, Новгородской, Владимирской областей, Сибири и русского Севера стали вторым домом и творческой мастерской художника, где он взахлёб работал на пленэре, по 12-14 часов в сутки, запечатлевая образ России.

 

За активную творческую деятельность в 1965 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1967 году – награждён серебряной медалью Академии художеств СССР, в 1973 году – избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Жители Бендер познакомились с творчеством Стожарова в октябре-ноябре 1977 года, когда в залах Бендерской картинной галереи (ныне Приднестровский государственный художественный музей) экспонировалась его персональная выставка. За 48 дней работы с ней познакомилось 12 239 человек.

Экспозиция, расположенная во всех залах галереи, раскрывала главную тему художника – народную жизнь. С особым интересом в нашем южном краю воспринимался образ «стожаровской» России, полный эпической мощи, духовной и душевной красоты, где привольно раскинулись сёла, с прочно рубленными деревянными избами и баньками, торжественно заявляли о себе монастыри и соборы в контексте современной жизни, а «герои стожаровских натюрмортов» раскрывали трудовую и эстетическую суть его народа.

Этот дух российской глубинки, её северных окраин, основы народной культуры, отражённые талантливой кистью автора, покорили как зрителей, так и сотрудников галереи. Задачей № 1 для коллектива галереи стало приобретение произведений Стожарова.

 Стожаров В.Ф. (1926-1973) Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Шиляево. Завтра праздник. 1969 г. Картон, масло, 34x101,5.

В настоящее время в фондах музея находится 7 его живописных произведений, одно из которых – «Шиляево. Завтра праздник». Эта работа связана с творческой поездкой автора в Коми АССР в 1969 году. Она была закуплена в художественном салоне г.Москвы и поступила в коллекцию галереи в 1987 году. Небольшая по размеру 34х100,5 см, так и не переложенная на большой холст, работа покоряет своей завершённостью, так как написана была уже зрелым художником, в душе которого «сконцентрировались впечатления русского Севера».

Шиляево – это деревня лесорубов. Она впервые упоминается в списках переписи населения в 16 веке, Более древнее её название – Сёрдла (так называют её местные жители), что в переводе с финно-угорского языка означает «место в низменном еловом лесу». Как отмечают коллеги Стожарова, он строил своё творчество на натурном материале. К такому натурному материалу и относится данный пейзаж. Для Стожарова это был этюд, а многие профессионалы отмечают, что стожаровские этюды – это завершённые работы. Причём в каждом, даже безлюдном мотиве, звучит характер, душа народа.

Именно такова работа «Шиляево. Завтра праздник», Ничего необычного в ней нет. Просто изображена деревенская улица солнечным, морозным днём. Композиционно автор использует приём повтора подслеповатых, потемневших от времени строений на сваях. Им вторит улица бревенчатых добротных домов более тёплого, коричневато-охристого цвета. Горизонт пейзажа поднят высоко, и непроработанная полоска неба стального цвета выделяет первый план со сдержанным безмолвием снежного простора, оживлённого тенями банек, островками оттаявших проплешин и глубокими отпечатками человеческих следов, увлекающих взгляд зрителя к центру. В нижней части работы, по ещё не высохшему маслу, художник процарапал: «30.4.69 Шиляево. Сёрдла». Это тоже часть авторского приёма, применяемого для конкретизации места и времени написания работы. Благодаря этой записи понимаешь, что день создания этюда – это последний день апреля, канун первомайского праздника. И становится понятно появление двух терракотовых пятнышек (лозунг в центре композиции и флаг в правой части работы), которые являются не оживляющими живописными акцентами, а констатацией предпраздничного дня.

Крупным фактурным мазком автор проработал крыши банек. По плотности им вторит живопись бревенчатых изб. Фронтальное построение композиции, ритмический повтор и прочность строений, приближенных друг к другу, плотная фактурная живопись, раскрывающая безмолвие холодного дня – всё это создаёт не просто «портрет» конкретного уголка, а рассказывает о людях, раскрывает быт и характер северян с их спокойным достоинством, хозяйской смекалкой и деловитостью, чувством локтя и единения. Завтра эту улочку Шиляево оживят голоса её жителей, праздничное веселье, а сейчас здесь царят тишина и покой.

Тончайшее стожаровское цветовое зрение уловило в этом незамысловатом пейзаже такое многозвучие цветовой палитры и деревянного зодчества, и просевшего подтаявшего снега, и чистого, ещё морозного воздуха, что воспринимается пейзаж, как живописная симфония Севера. Всё это мог уловить и воссоздать истинно русский художник, с истинно русской душой.

О творчестве этого художника очень точно сказал президент Академии художеств СССР Борис Угаров: «Творчество Владимира Фёдоровича Стожарова – это золотая страница в советском изобразительном искусстве, а жизнь его была жизнью настоящего замечательного художника нашего времени».

Заместитель директора Шабардина Т.К.

Back to top