Художник и время

Алексей Александрович Васильев 
– советский художник, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР.

1907 – родился 30 сентября в г. Самарканде.
1927 – художественное училище "Памяти 1905 года" у Е.А. Якоба.
1927 – ВХУТЕИН у Фаворского В.А., Герасимова С.В., Моора Д.С.
1932-1935 – аспирантура при ГТГ у Федоров-Давыдова А.А.
1935 – директор государственной картинной галереи в г. Фрунзе.
1935-1940 – Фрунзе, Хабаровск, Комсомольск на Амуре, Анадырь.
1941 – начальник ИЗО в Управлении по делам искусств при СНК МССР.
1945 – Председатель Союза советских художников Молдавии (избран на I съезде художников республики).
1959-1960 – командировка в Китай с В.К. Нечитайло.
1961-1966 – директор Кишиневского художественного училища им. И.Е.Репина.
1963 – командировка в Крым.
1967 – персональный пенсионер республиканского значения.
1969 – выходит монография И. Шведова "А.А. Васильев".         
1969 – сентябрь, поездка в Африку.                                                                                                                   (1907 - 1975)
25 марта 1975 г. – умер в г. Кишиневе.

Произведения А.А. Васильева находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, в музеях Киргизии, Узбекистана, Дальнего Востока, Якутии и музее Филадельфии (США). Большинство произведений Алексея Александровича принадлежит Государственному художественному музею Кишинева. В фондовой коллекции Приднестровского государственного художественного музея находится 21 произведение А.А. Васильева.

 

Анализируя основные стороны творчества А.А. Васильева, можно отметить, что лучшим его произведениям свойственны подлинная жизненность, оптимизм, своеобразие художественного языка. Они проникнуты любовью к Родине, ее просторам, истории и людям.

Нельзя не согласиться с мнением К.Д. Роднина, который писал о его творческой манере, что она «…основана на свободной импрессионистической передаче форм и планов, позволяющей полнее использовать колористические возможности живописи. Сложная шкала цветовых отношений в них приведена к тоновому единству, помогающему передаче световой и воздушной среды».

В творчестве Алексея Александровича отобразились многие веяния современной живописи, но они всегда осмысливались через реалистические принципы искусства. Об этом свидетельствуют и его дневниковые записи: «Все меняется. Искусство не стоит на месте. Быть может, наступит время, когда на смену существующему художественному языку придет новая система, которая удовлетворяет и художника, и зрителя. Но я не верю, что эта новая система будет строиться на пестрых, кричащих красках, на уродливых человеко-глыбах, на изуродованных до неузнаваемости фигурах. Это искусство придумано, а не увидено в жизни. Оно сочинено, как сочиняется ребус или кроссворд. Оно не может быть долговечным».

 Васильев А.А. Художник и время. 1974 г. Холст, масло, 140х160.

Картина «Художник и время» так и осталась незаконченной. Подтачивающая силы болезнь не дала возможности завершить ее. Но содержание картины раскрыто. Рабочие — натура и герои произведений пожилого мастера — одновременно и первые его зрители.

Идея полотна о художнике, прожившем жизнь в едином ритме с временем, выражает те принципы, которыми руководствовался в своей работе Алексей Александрович — творческая честность и уважение к зрителю.

По материалам монографии «Алексей Александрович Васильев». 1979. Васильева Н.А.

Back to top