Музей всегда был хранителем культурного наследия, что в расхожем понятии представляется застывшим во времени памятником, жилищем муз. В наше время своей сути и назначения он не изменяет, он служит для изучения просветительства, воспитания и образования сообщества людей с разными предпочтениями, образованием, возрастом и профессиями. Казалось бы, что в этом аспекте, музей – устоявшийся организм, что неизменность – это его плюс. Однако, такой музей привлекает не всех. Привлекает музей, где отобранные и проверенные временем ценности соотносятся с современностью, удивляют и языком прошлого дают возможность понять настоящее.
Музеи постоянно меняются и обогащаются новыми формами деятельности. Уже более 25 лет в мире широко распространилось акция открытия музеев ночью. Этим подчеркивается нетленность достижений человечества и таинственность прошлого.
Приднестровский государственный художественный музей впервые присоединился к этой акции в 2017 году. Этому способствовало изучение спроса молодежи и опыта работы ведущих музеев западной Европы, России и Молдавии. Но повторить чьи-либо достижения нельзя по простой причине. Нет в мире одинаковых музее, однотипных зданий и равнозначных коллекций, а любая музейная деятельность строится на этих основах.
ПГХМ задумал и реализует первым в ПМР вот уже третий год свой проект – «Музей для полуночников».
И в этом, 2019 году 18 мая с 18 до 24 часов в Международный день музеев был открыт Музей для полуночников.
Ожила картина известного молдавского живописца, мастера искусства шаржей масок Глеба Саинчука «Кумэтрия» из собрания музейной живописи. Студенты и преподаватели БВХК им.В.И.Постойкина и Заслуженный муниципальный ансамбль «Приетения» представили удивленным зрителям сцену кумэтрии в молдавском селе в точной копии картины. Их очень увлекла театрализация и процесс создания композиции в живом процессе в двух видах искусства – живописи и театре. Это было уместно в антураже персональной выставки сценографа Приднестровского государственного театра драмы и комедии Владимира Фрумусаки, а в соседнем зале проводили мастер-класс по театральному костюму и декорационному искусству. Екатерина Азбукина и Игорь Дубленко.
Какая же ночь без кофе, и в этом случае кофейная живопись на мастер-классе Олега Болтнева была не просто уместна, а вызвала неподдельный интерес и восторг перед обилием оттенков кофейного цвета, аромата и смысла. Поддержку столь возвышенного состояния оказала работа мини-кафе «Family land» с великолепным оформлением и вкусной демократичной по цене выпечкой.
Цветочный аромат ирисов и пионов всех цветов привлек любителей натюрмортов. Их поразила своим виртуозным мастерством преподаватель БВХК им.В.И.Постойкина А.Н.Колобнева. Даже те, кто не верил в свои художественные возможности, сумели справиться с поставленными задачами.
В другом зале будущие архитекторы представили ночной город. Он расположился в антураже студенческой выставки смелых современных проектов под потолком в ультрафиолетовом освещении и соответствовал полуночной таинственности среди светящихся звезд.
Конкурсные работы будущих дизайнеров были представлены рекламными разработками для художественного музея на здании, находящемся по диагонали от основного помещения музея.
Не обошлось и без неожиданных развлечений. Когда зазвучал квинтет «Либерти», настрой у всех получил заряд весеннего всплеска энергии и радости, ожидания свободного и творческого времяпровождения. Под стройное и гармоничное живое и энергичное исполнение музыкантов под руководством Д.П.Шеремета ярче воспринималась работа детских выставок вдоль тротуара, знакомство с традиционным народным ремеслом – лозоплетением, которое представили А.И. Ефтодиенко и С.А. Миненко, изделия из бересты и дерева, показанные «Кедровой лавкой». В этой атмосфере Антитротуара энергичнее работалось Ольге Горбаченко, Валерии Твердохлебовой, Лилии Орловой над портретами; Сергею Панову, Андрею Петкову – над реставрацией и дополнением композиции фрески, написанной в 2018 году; детям, расписывающим воздушные шары, путешествующим по расписанным на асфальте материкам с памятниками мировой архитектуры.
Звуки песен уличных музыкантов, студентов Бендерского медицинского колледжа, объединенных Родионом Кавковским призывали всех в музейный дворик.
В нем, на фоне итоговой выставки курса обучения школы фотографии Михаила Блонштейна, проходили бурные дискуссии о назначении и смысле фотоискусства, об ответственности за фиксирование событий и явлений методом фотографирования и о необходимости нового набора фотографов на новый курс обучения со 2 июня.
Не обошлось без шуток и розыгрышей. Особой популярностью пользовались беспроигрышная лотерея и розыгрыш «произведений искусства». Улыбки вызывали совы – символ мудрости и покровительства музеев. Они были разными, но все – созданными руками музейщиков. Были совы и из соленого теста на мастер-классе, их расписывали все желающие и получали свои сувениры на память о «Музее для полуночников», как и бумажные архитектурные строения, сделанные на занятии «Сувенирной мастерской».
В особой памяти Музей для полуночников остался для тех, кому в ходе розыгрыша «произведений искусства» достались носки С.Дали, зеркальце З.Серебряковой, стакан В.Мухиной, кувшин из Мейссенского фарфора или подсолнух Ван Гога, а также настоящие произведения живописи и акварели, созданные мастерами в ходе проведения ими мастер-классов.
Закончилась музейная ночь в полночь созданным завораживающим светом пейзажем с городским видом. Он был романтичным и рождался свечением деревьев, замка, влюбленной пары на глазах восхищенных зрителей. Кирилл Сарсаков поразил всех не только своим умением рисовать, писать светом, но и виртуозностью обращения с новыми техниками и возможностями искусства. С картиной светом удачно гармонировало выступление в сопровождении живой скрипки (Вера Бежан) танцевального коллектива «Жемчужины Востока» (Любовь Дудник, Дарья Журба), а в особенности хореографическая композиция с канделябром (Людмила Сукманская).
Всем работникам музея и ночным посетителям своим присутствием оказал честь Глава Государственной администрации г.Бендеры Роман Дмитриевич Иванченко. В этот праздничный день он был принят в «Общество друзей ПГХМ» за постоянное внимание к незаметной, но действенной и очень важной музейной работе.