ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПГХМ

В данном докладе рассмотрены формы и методы художественного образования детей дошкольного возраста в Приднестровском государственном художественном музее, на примере детских музейных занятий. А также описаны проблемы, имеющие негативное влияние на развитие музейной педагогики в ПМР и предложены пути их решения.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, искусство, дети дошкольного возраста, художественное образование.

В настоящее время музейная педагогика  определяется как междисциплинарная область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта. Она связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, краеведение и др.

О важной роли педагога в процессе приобщения детей к  искусству упоминал в своих трудах известный немецкий профессор, ученый и преподаватель Адольф Рейхвейн. Им были выделен ряд элементов взаимодействия музея с образовательными учреждениями:

-        регулярные посещения музеев учащимися и учителями, по заранее составленному плану;

-        организация научных обществ на базе музея, связанные с практической педагогикой;

-        циклы научных докладов в музее, для повышения квалификации учителей.

А. Рейхвейн предложил принцип музеев-мастерских для детей и создал серию дидактических экспозиций: «Вязание и ткачество», «Металл в немецком народном ремесле», «Глина и гончар», «Дерево в немецком народном ремесле».

Несмотря на то, что понятие «музейная педагогика» зародилось в конце XIX в., сам термин начал широко употребляться в СССР только в 70-е гг., а в Приднестровской Молдавской Республике  - в конце 90-х гг. прошлого века.

В Приднестровской  Молдавской Республике музейная педагогика рассматривается, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как открытую образовательную систему, занимающаяся разработкой новых методик в области практической работы с детьми в области музейно-педагогических программ, изучением истории образовательной деятельности музеев. [4].

Но, к сожалению, сама профессия – музейный педагог, остается недостаточно развитой и недооцененной. Специалисты, выполняющие функцию музейного педагога, приходят из различных областей, с различной подготовкой. Отсутствие возможности повышения квалификации в области музейной педагогики – одна из сложностей развития эффективной системы художественного образования детей в музеях Приднестровской Молдавской Республики.

Дети с раннего возраста обращают внимание на окружающую их красоту. Встреча с искусством, как правило, побуждает к творческому развитию, настраивая на позитивное восприятие мира (ребенок, который нарисовал цветок, этот цветок не сорвет). Именно поэтому эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — одно из главных направлений педагогики. В ходе музейно-педагогической деятельности нами был выявлен оптимальный возраст для начала посещения музея.  Дети трех лет уже обладают достаточным вниманием и стремлением к изобразительной деятельности, что позволяет, в столь раннем возрасте, приобщать их к творчеству, шаг за шагом прививая любовь к искусству.

Дети от 3 до 6 лет еще не способны воспринимать красоту как единство формы и содержания. Как правило, в этом возрасте внимание дошкольников обращено на цвет, размер, форму. Если предмет искусства нравится ребенку, то он испытывает неподдельный восторг, волнение, радость. Задача педагога – перенаправить душевный отклик ребенка от обычного восприятия к пониманию сути, формированию собственного видения.

Поэтому важно знакомить детей с лучшими образцами живописи, графики и декоративно-прикладного творчества. В фондах Приднестровского государственного художественного музея собраны лучшие работы отечественных и зарубежных художников, что позволяет юным посетителям знакомиться с прекрасным, понимать и любить понятные им произведения искусства. Именно так воспитывается эстетический вкус и умение видеть красоту в окружающем мире.

Известный музейный деятель начала XX века, создатель системы эстетического воспитания в художественных музеях СССР А.В. Бакушинский рассматривал образовательную деятельность музея, как педагогический процесс. Он строго учитывал возрастные особенности зрителя, в котором, прежде всего видел участника диалога. А. В. Бакушинский придавал большое значение роли педагога и ставил перед ним следующие задачи:

-        знать историю и искусствоведческий контекст произведения;

-        самостоятельно прочувствовать произведение искусства;

-        обладать психологическим подходом к группе.

А.В. Бакушинский считал необходимостью создание системы в области художественного образования, цель которого – воспитание творческой личности, способной к преобразовательной деятельности. Он определил ряд педагогических условий для достижения поставленной цели:

-        учитывая специфику возрастного развития ребенка, уделять особое внимание его потребностям;

-        непосредственное сотрудничество с педагогом;

-        главной целью, при знакомстве с произведением искусства - не знания, а возможность проживания и переживание художественного образа.

Главная особенность произведений искусства в том, что оно выражает творческое видение художника и становится, возбудителем сходного твор­ческого восприятия у зрителей. Отсюда огромная социальная значимость и ценность искусства. Процесс художественного восприятия довольно сложен, уходя в глубины подсознательного и формируя элементы сознания, он отражает в себе всю слож­ность психического строения человека.  Такие психические состояния зрителя вызывают, как правило, первичные элементы художественной формы и их отношения: цвет, линия, свето­вая игра поверхности, масса, объём и их комбинации — построение в про­странстве и на плоскости. Далее следует второй этап восприятия произведения, когда первичные впечатления переплетаются с прошлым опытом. Таким образом, методика музейно-образовательной работы сводится к раскрытию сути произведения, к установке непосредственной связи между искусством и зрителем.

Приднестровский государственный художественный музей имеет 45-летнюю историю. В 1971 году была создана Бендерская картинная галерея, а в 2013 году, в результате объединения с Центром изобразительных искусств им. М.Ф. Ларионова, была преобразована в музей. Основу фондовой коллекции составляет свыше 4 тыс. произведений изобразительного искусства.

В  экспозиционной работе музея находится место для детских и  молодежных выставок, способствующих развитию творческого потенциала молодого поколения ПМР. Республиканские выставки и конкурсы: «Родное Приднестровье», «Искусство кисти молодой», «Приднестровье глазами детей», «Монологи», «Гимн белому холсту», «Не боги горшки обжигают» и  многие другие имеют особое значение для становления художественной школы Приднестровья.

В  просветительной работе музея, наряду с  традиционными формами: экскурсиями, лекциями, беседами, встречами зрителя с  художниками — вводятся новые. Это –  артдискуссии, симпозиумы, мастер-классы  с    художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства, а также проекты для детей «Волшебная мастерская» и «Творческий калейдоскоп» [2].

Знакомство детей с искусством проходят, как правило, в игровой форме. Сложные, для детского понимания, произведения, рассматриваются детально на музейных занятиях, обсуждаются, анализируются. Так, например, на занятиях посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходило знакомство детей с работой Игоря Виеру «Мечты Победы». Участникам занятия были розданы картонные трубки, имитирующие подзорную трубу, и предложено, через них рассмотреть все детали картины. После рассматривания произведения, проводился его анализ. Дети активно принимали участие в обсуждении, в процессе которого было необходимо  направлять их к более глубокому осмыслению. К концу анализа, у каждого ребенка сформировалось свое видение и понимание сложного произведения, созданного в стиле символизма.

При рассмотрении работ пейзажей, детям предлагается прочувствовать тепло солнца, услышать пение птиц, журчание реки и т.д., что учит не только рассматривать  картину, но и чувствовать эмоциональность сюжета. Таким образом, прививается любовь к искусству, желание знакомиться с новыми произведениями, рассматривать и изучать их, составлять свое мнение об увиденном.

Даже одно посещение художественного музея ребенком, при правильном музейно-педагогическом подходе, может оставить отпечаток в детском сознании на всю жизнь. Часто, в юных посетителях пробуждается стремление к творчеству. Родители, приводя детей повторно на музейные занятия, отмечают, что их дети каждый день рисуют, хотя раньше такого рвения к творчеству за ними не наблюдалось. Такие наблюдения дают право считать, что музейно-педагогическая деятельность в Приднестровском государственном художественном музее играет немаловажную роль в художественном образование детей нашей Республики.

Детям дошкольного возраста доступны многие виды творчества: они могут рисовать, лепить, вырезать, клеить, вязать. Когда ребенок  проявляет интерес к какому-нибудь виду деятельности, ему хочется самостоятельно сделать что-нибудь подобное. Поддерживая детей, помогая им творить, можно сформировать способность рождать идеи, воплощать их. В рамках музейных занятий, кроме знакомства с искусством в теории, участникам предлагается заняться творчеством и на практике. Дети знакомятся с основами живописи, графики, ДПИ, архитектуры, с профессиями, которые связаны с изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Предлагается попробовать себя в роли художника театра, дизайнера ткани, художника-иллюстратора и т.д. На занятиях дети создают декорации для настольного театра, расписывают ткани, окрашивают нити и знакомятся с ткачеством.

Для повышения художественного образования и эстетического воспитания дошкольников, в Приднестровском государственном художественном музее разрабатываются методические пособия, как средства развития детей дошкольного возраста. Одним из них является рабочая тетрадь, благодаря которой участники занятия на личном опыте знакомятся с профессией художник-иллюстратор. После прослушивания рассказа А.Усачева «Планета О-о-о», дети, проявляя фантазию, создают свои иллюстрации в данной тетради. Это способствует развитию творческого  воображения,  путем представления детьми персонажей и сюжетов, невидимых глазу, а так же составлению собственных рисунков на основе личного опыта каждого ребенка.

Важную роль в художественном образовании детей дошкольного возраста играет народное творчество. Игрушки, одежда, предметы быта – это то, что близко и понятно каждому. Обращение к произведениям народного мастера Леонтия Глущенко из фондов Приднестровского государственного художественного музея,  дает возможность наглядно продемонстрировать предметы быта прошлых лет, таких как братина, прялка и т.д. Тема народного творчества и ремесел всегда с большим интересом воспринимается детьми, она способствует не только художественному образованию и эстетическому развитию, но и социализации дошкольников, которая усложнена географическим положением  Республики и многообразием традиций и национальных особенностей разных народов. В Приднестровском государственном художественном музее был разработан цикл занятий, адаптированный для детей дошкольного возраста – «Путешествие в страну мастеров». Цикл включал в себя 6 занятий, на которых участники знакомились с традиционными дымковскими и филимоновскими игрушками, с искусством палехских мастеров, с городецкой и хохломской росписями. Игровой момент заключался в путешествии по старинной карте, в ходе которого дети знакомились с творчеством и сами становились «мастерами» - лепили, рисовали, расписывали сувениры. В конце путешествия участникам занятий были розданы книжки-памятки, с кратким описанием тем цикла.

Важным этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже, который расценивал предметные действия, как главный фактор формирования интеллекта ребенка («знать предмет  - значит манипулировать им»), считая их основой для развития сознания. Исходя из этого, в ходе занятий, была не только доступно раскрыта тема народного творчества, но и были продемонстрированы возможности наглядного и тактильного исследования предмета, а именно манипуляции с игрушкой (например, динамическая богородская игрушка), рассматривание вышивки на национальном костюме, изучение шерсти для будущего ковра и т.д. Для того чтобы, подобные занятия не превращались в хаос, от переизбытка эмоций, каждое посещение музея детьми начинается с напоминания правил поведения и важности их соблюдения, что воспитывает в наших посетителях культуру поведения в общественных местах, чувство такта и внутренний самоконтроль.

Если тема народного творчества понятна и любима детьми, то абстракционизм, у юного зрителя, всегда вызывает массу вопросов. Цикл музейных занятий «Веселая абстракция» был разработан с целью знакомства дошкольников с абстрактной живописью и воспитания у детей интереса к современному искусству. В игровой форме дети познакомились с основами цветоведения, научились улавливать настроение, передаваемое цветовой гаммой, познакомились с понятием – гармония цвета. В ходе практической части детям было предложено изобразить цветом хорошее и плохое настроения, лето и зиму. Задание оказалось легким, и все участники занятия справились с ним без труда. В качестве самостоятельной работы, для развития творческого воображения, детям было предложено, так же цветом передать стихотворение А. Барто «Лягушата». Эта задача оказалась сложнее и не все справились, несколько детей попытались реалистично изобразить сюжет стихотворения. Тем не менее, многие сумели отойти от привычных норм, стараясь передать суть стихотворения цветом, а не формой. Следующим этапом стало знакомство с линией. На демонстрационной доске, вместе с детьми была изображена сказка «Как линия гуляла». Ручкой плавными, резкими, прерывистыми, дрожащими и динамичными линиями передавались эмоции и настроение персонажа. После сказки детям была представлена работа Виктора Казарина «Цветы на красном» из фондов музея. Участникам занятия было предложено проанализировать произведение, используя полученные знания о цвете и линии, что привело к оживленной дискуссии и желанию детей прочувствовать эмоциональность картины. В ходе практической части, детям зачитывались слова (эмоции или свойства предметов), которые нужно было изобразить соответствующей линией и цветом. Дети приняли активное участие в практической части занятия и справились с заданием. В завершении цикла «Веселая абстракция» детям было предложено нарисовать свой сюжет, не прибегая к форме. Как правило, сюжетами работ были праздники, салюты, яркие моменты, которые быстро угадывались детьми при коллективном просмотре. Но встречались рисунки, которые требовали более вдумчивого анализа, как например рисунок шестилетнего Льва Доброва «Жаркое лето в Бендерах». По завершении цикла «Веселая абстракция» участники занятий стали проявлять интерес к современному искусству, рассматривая и анализируя картины в выставочных залах музея. Это говорит о том, что поставленные задачи были выполнены.

Основным отличием музейных занятий от занятий в общеобразовательных учреждениях является использование музейных фондов и выставок, а также  возможность живого общения с художниками, чьи произведения висят на стенах выставочных залов, произведения, которые рассматриваются в ходе занятий, анализируются, которыми дети восхищаются. Неописуемый восторг вызывает у детей знакомство с автором, осознание того, что это человек, такой же, как они. Подобные встречи вдохновляют, придают уверенность в своих силах, стимулируют к творчеству, воспитывают уважение к труду мастера.

Современные технические возможности позволяют знакомить юных посетителей музея не только с имеющимися в фондах работами, но и с великими произведениями искусства художников известных во всем мире. Печатные репродукции и видео презентации помогают сделать дорогу детей к искусству яркой и интересной.

Таким образом, можно смело делать вывод, что в Приднестровском государственном художественном музее созданы особые условия для художественного образования дошкольников и стимулирования их творческого процесса.

К сожалению, отсутствие налаженной системы взаимодействия музея и дошкольных учреждений тормозит развитие художественного образования детей нашей Республики на должном уровне.

Работа со средствами массовой информации, контакты с дошкольными учреждениями, реклама на официальном сайте художественного музея, печатные листовки и буклеты, позволяют привлечь как можно больше детей в выставочные залы музея. В ходе занятий основной упор ведется как на эстетическое образование, так и на культурное воспитание в целом. Что играет немаловажную роль в культурном развитии нашей Республики.

В ходе работы над темой «Художественной образование детей дошкольного возраста в Приднестровском государственном художественном музее» были освещены основные проблемы, которые негативно влияют на  развитие художественного образования детей в Приднестровском государственном художественном музее.

Одна из представленных проблем – отсутствие возможности получения специального образования в области  музейной педагогики. Самообразование, саморазвитие специалиста в данной области становится неотъемлемой частью рабочего и личного времени. К сожалению, специализированной литературы, адаптированной под наш регион крайне мало, что усложняет процесс развития музейной педагогики, как профессиональной деятельности в музеях нашей республики.

Также важной проблемой следует считать - сложности в налаживании системы взаимодействия музея и дошкольных учреждений. Не смотря на то, что в Приднестровском государственном художественном музее культурно-образовательная деятельность ориентирована на разновозрастную аудиторию, учитываются также психологические и физические особенности различных категорий музейной аудитории, но  в большей степени эффективность работы зависит от взаимодействия музея с образовательным учреждением. Включение посещения художественного музея в годовой учебный план учреждений дошкольного образования, сыграло бы большую роль в воспитании любви к искусству, стремления к творческой деятельности и в развитии эстетического вкуса подрастающего поколения.

В заключение стоит отметить что, несмотря на ряд сложностей в улучшении качества  художественного образования детей дошкольного возраста, Приднестровский государственный художественный музей сохраняет достойный уровень в области развития музейной педагогики в Приднестровье. Об этом свидетельствуют - высокая посещаемость музея, регулярные выставки большого количества детских работ, внедрение новых проектов, что говорит о положительных результатах в достижении одной из главных целей в работе музейного педагога – воспитание любви и стремления юных посетителей к творчеству.

 

Литература

  1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов.художник, 1981.
  2. Кашлева М.Н., Мельничук А.А. Музеи Приднестровья. Тирасполь, 2015.
  3. Морозова А.Н., Мельникова О.В. «Музейная педагогика». М., 2006.
  4. Положение «О музее организации образования Приднестровской Молдавской Республики», Тирасполь, 4 ноября 2013 г. № 1428.
  5. Троянская С.Л. «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности», учебное пособие. Г.Ижевск, 2007.
Back to top