"Пламенные годы"

Символично, что знакомство с выставкой «Мирное небо» начинается с триптиха заслуженного деятеля искусств МССР Никиты Ильича Бахчевана «Пламенные годы». Ведь это своего рода гимн стойкости и мужеству советских людей, которые выстояли в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Это гимн торжеству жизни над смертью.

Левая часть триптиха – «Нашествие» наиболее драматична. Чтобы раскрыть изобразительными средствами суть войны, художник использует два композиционно-смысловых центра, два образа женщин. Одна, поверженная на колени, символизирует горечь утрат, расставаний, нечеловеческих испытаний. Другая – возвышается как монумент гнева и несгибаемости. В колорите работы доминируют багровый и черный цвет, символизирующий атрибуты войны: кровь и пожары.

 

Центральная часть триптиха «Возмездие» развивает и дополняет основную тему. Это ответ тем, кто посягнул на землю предков, именуемую Родиной. Содержание работы, четкая композиционная ритмика сродни песне – призыву «Вставай страна огромная».

Ряды бойцов движутся могучим строем на врага. У этого строя нет начала и нет конца. Монументально-героическая трактовка образа бойцов создает ощущение победы над врагом и надвигающегося возмездия.

Завершается тема в 3-ей части триптиха под названием «Мир». Конфликт разрешен. Отстроен дом, сияет радуга, благоухает весенним цветом дерево. И бывший солдат сажает с девочкой молодой росток, начало нового сада. Элементы суровости, графичности стиля преобладают и в этой части композиции. Но, в общем, холст богаче цветом: тучи войны рассеялись, мир заиграл красками.

Интересно разработан художником мотив с аистами. В левой части аисты тревожно носятся в бурном круговороте.

В центральной части они вторят ритму движения бойцов, в завершающей, правой части триптиха аисты занимают традиционное свое место: доверчиво вьют гнездо, символизируя птиц семейного счастья, благополучия, мира.

Тема птиц интересно разрабатывается в искусстве. Нередко птицы с образной подачей творческой личностью, становились всенародными образами – символами. Так, с подачи дагестанского поэта Расула Гамзатова, журавли стали символами Победы, точнее, памяти о погибших в Великой Отечественной войне и оставивших нам в наследство мирное небо.

В коллекции Приднестровского государственного художественного музея есть скульптура малых форм народного художника РСФСР Альдоны Михайловны Ненашевой «Расул Гамзатов». Вошедшая в состав выставки «Мирное небо», она не только подчёркивает портретное сходство, но и раскрывает образ поэта-мыслителя. Этому служат сдержанная целостность композиции, минимум детализации в изображении фигуры. Даже руки поэта отведены за спину, чтобы сконцентрировать внимание на лице, которое детально проработано и выражает глубину мыслительного процесса. Кажется, ещё мгновение, и очередная самая верная рифма будет найдена.

В своих воспоминаниях о создании стихотворения «Журавли» Расул Гамзатов писал: «Стихи не возникают из мелочей, они начинают звучать в такт с чувствами, родившимися после глубоких потрясений. Я думал о своих братьях, о семидесяти односельчанах, о двадцати миллионах убитых соотечественников…»

Интересна история обращения поэта к образу журавлей. Она связана с поездкой Р.Гамзатова в Японию в 1965 году на 20-летие со дня варварской атомной бомбардировки мирного населения городов Хиросима и Нагасаки американской авиацией. Там он услышал историю японской девочки пораженной смертельной лучевой болезнью после бомбардировки Хиросимы. Она поверила старинной японской легенде, что если она сделает из бумаги тысячу журавликов руками, то страшная болезнь отступит. Однако она умерла, так и не успев сделать 1000 журавлей. В Хиросиме в её честь установлен памятник.

И памятник, и рассказ о японской девочке Садако потрясли Гамзатова. Вернувшись домой, под впечатлением от этого рассказа им были написаны стихи на аварском языке, которые в 1969 году были переведены на русский его другом, переводчиком Наумом Гребневым.

Марк Бернес, познакомившись со стихами, убедительно просил композитора Яна Френкеля сочинить к ним музыку. Он торопил композитора, так как был смертельно болен. Запись этой песни стала последней в жизни певца. А песня пошла в народ и стала горячо им любима.

Через несколько лет после появления песни «Журавли» на местах боев стали возводить памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Они стали символом памяти о погибших. В 2014 году официальным символом движения «Бессмертный полк» стал журавль, взлетающий в небо на фоне пятиконечной звезды. В этом году к 75-летию Победы под Ржевом открыли самый высокий памятник в мире Советскому солдату. Главный элемент памятника – 25-ти метровая фигура солдата, которого уносит журавлиный клин в небо.

Так, талантливо найденный Расулом Гамзатовым образ-символ стал источником вдохновения и появления интересных, порой знаковых произведений в литературе, изобразительном искусстве, кинематографе.

Материал подготовила заместитель директора Т.К. Шабардина

 

Back to top