Человеческие судьбы

Мы продолжаем серию эссе по выставке из фондов Приднестровского государственного художественного музея «Мирное небо». Большинство произведений этой выставки написаны авторами по собственным воспоминаниям или впечатлениям о Великой Отечественной войне. Многие поколения живущих в разных уголках огромной страны навечно запомнили перенесённые советским народом тяжёлые испытания.

Художники, о которых мы сегодня расскажем – (как принято сейчас говорить) дети войны. Оба они родились в 30-х годах прошлого века, оба росли в коммунистическом обществе, оба впитали с юных лет идеи социалистического реализма, оба остались верны им всю свою жизнь.

Порой даже обычные детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь. Что же сказать о том, что несоизмеримо с детским мироощущением ужасов войны.

Произведения Виктора Александровича Андросова «В 1943-м» и Виктора Дмитриевича Кречетова «Семья» – это их дипломные работы, в которых мы видим отголоски пережитого ими в юные годы.

О их детстве известно немного: где родился, учился, служил в армии… И всё-таки, воспользовавшись возможностями интернета и сложив полученную информацию воедино, можно заочно познакомиться с авторами этих созданных более 50-ти лет назад произведений и провести несколько параллелей их жизненного пути. 

                                      

                    В.Д.Кречетов                                                                                      В.А.Андросов   

Родились они в разных местах: В.Д.Кречетов – в июне 1932-го года в Новосибирске, а В.А.Андросов – в июле 1937-го в Тбилиси. И хотя о тяготах войны они узнали из рассказов взрослых, военные годы нашли своё отражение в их творчестве.

                           

Оба уже с юных лет тянулись к искусству. Виктор Андросов начал рисовать в детской художественной студии г.Тбилиси, а первое соприкосновение с изобразительным искусством Виктора Кречетова связано с Новосибирским домом пионеров. Становление художников происходило постепенно: оба служили в армии, В.Д.Кречетов успел закончить в 1959 г. Алма-Атинское художественное училище, и ключевое объединяющее звено в их творческой биографии – это высшая ступень последовательной системы художественного обучения — учеба в 1960-х годах в Академии художеств СССР  Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Вот уже не одно столетие верно служит отечественной культуре величавое здание на Неве. За свою историю оно ни разу не меняло своего назначения – воспитание молодых художников. Именно там, будучи студентами в художественных мастерских альма-матер всероссийского изобразительного искусства, встретились в первый раз Кречетов и Андросов.

Общеизвестен мировой авторитет русской художественной школы. Традиции передачи мастерства от учителя к ученику складывались веками в тесной «семье» выпускников сначала Императорской академии художеств, а затем ЛИЖСА им. И.Е Репина.

Обучение Виктора Кречетова и Виктора Андросова проходило на живописном факультете, где преподавали известные мастера живописи, профессора:

                                                     

 Действительный член Академии, народный художник СССР,         Заслуженный деятель искусств РСФСР
            Виктор Михайлович Орешников (1904-1987)                        Александр Дмитриевич Зайцев (1903-0982)

                                                                     

                    Василий Васильевич Соколо́в (1915-2013)                     Васи́лий Фили́ппович Руднев (1928-2018

Успеху занятий в немалой степени способствовала и особая атмосфера непрерывной причастности к искусству, к творчеству, создававшаяся в Академии благодаря стараниям педагогов. Учеба в персональных мастерских, возглавляемых ведущими художниками, в которых студенты проводили основную часть своего обучения, как правило, начиналась с третьего курса и проходила до завершения работы над дипломным проектом.

В.Д.Кречетов закончил обучение в 1967-м, а В.А.Андросов – в 1969-м. Обе дипломные работы получили оценку – хорошо, после чего выпускникам была присвоена квалификация «художник-живописец».

Затем их разделили бескрайние просторы великой страны – один вернулся в свой родной Новосибирск, а другой – избрал своей малой родиной белорусскую землю, город Витебск.

Каждый впитал в себя традиции русской художественной школы. И В.А.Андросов и В.Д.Кречетов на протяжении всего творческого пути не изменили себе ни разу, оставаясь истинными реалистами ленинградской академической школы.

После открытия в 1972 году Бендерской картинной галереи дипломные работы выпускников Академии художеств СССР стали одними из первых произведений, которые благодаря усилиям первого директора А.В.Лосева послужили началом формирования музейных фондов. Алексей Васильевич хорошо понимал, что учреждение музейного типа без своей коллекции не имеет будущего. Он видел это будущее с коллекцией произведений художников СССР.

Произведения Кречетова и Андросова разнятся своим сюжетом, но связаны общей идеей: неистощимой силы духа народа, единства и стойкости перед невзгодами, важных человеческих ценностей, отражаемых посредством искусства.

Картина «В 1943-м» посвящена Великой Отечественной войне. В ней описываются события 1943-го, переломного года в ходе освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Замысел произведения художник передаёт путём сопоставления – мирный труд на земле и бесславное шествие пленённых завоевателей.

Поле у дороги. Серпами скошена пшеница, её золотисто-охристый цвет доминирует в работе.

Фигура молодой женщины в светлой блузке и косынке с загорелыми натруженными руками выделяется в группе женщин, изображённых в центре.

В её взгляде не возмущение и ненависть, не торжество, а глубокое раздумье о своей судьбе, о судьбе своих близких и всего народа, отстоявшего землю, на которой она так крепко стоит. Этот образ приобретает монументальные черты, становится размышлением художника о тех, кто, находясь в тылу, не сомневался в победе, кто трудом и борьбой приближал её час. Рядом с центральной фигурой – смотрящие на врагов женщина, старуха и девочка-подросток. Кажется ей труднее всех сдержать порыв ненависти.

Безоружные, понурив головы, плетутся по дороге пленные. Художник не останавливается на характеристике отдельных лиц, поз. Это общая масса людей с низко опущенными головами. Дорога уходит к горизонту, где виднеется полоска неба.

Колорит картины сдержан. Жёлто-коричневый цвет скошенной пшеницы повторяется в окраске холма и одежде всадников. Холодный тёмно-зелёный цвет обмундирования военнопленных оттеняет передний план. Основные цветовые акценты – бело-розовая блузка, светлые косынки, красный бант и синее платье девочки выделяют центральную группу. В образах женщин разных поколений художник передал мужество, стойкость, веру в тех, кто нелёгким трудом в тылу помогал победе.

Отлична от произведения Андросова «В 1943-м» работа Кречетова «Семья». Тема очень близка автору и возможно автобиографична. Он не раз возвращается к ней в своих произведениях.

На полотне изображены события тёплого солнечного дня, в котором семья обедает вместе на завалинке строящегося дома. Очень трогает то, что мотивы он черпает из окружающей жизни, возвышая простые чувства до искусства.

Вглядываясь в картину, мы понимаем, что автор, описывает события из своей жизни. Это время, когда с фронта вернулся отец и когда семью переполняют счастье и чувство наивысшей радости от воссоединения до состояния звенящей тишины, когда мир сужается до трёх человек, объединённых единственно важной для них целью – строительство новой жизни после великой войны.

Тогда понимаешь, отчего так сосредоточены лица обедающих мужчин и отчего, так светятся любовью глаза и улыбка женщины. Произведение «Семья» наиболее полно раскрывает особую проникновенность момента. Свежесть и сочность колорита, верно найденные для характеристики образов цветовые сочетания и даже техника письма – всё работает на образ.

Внимание к незначительным деталям – разбросанным ярким стружкам, прячущимся в сочной зелёной траве завиткам пушистых одуванчиков, выразительному всплеску лукового хвостика в руках отца, а также трогательное отношение к образу матери в простой светлой и от того по-праздничному нарядной одежде, выступает в поддержку близости сердцу автора избранной темы. А цветовой акцент из синего бидона и красных овощей в центре композиции сообщают всей работе живое, пронзительное звучание. Всё написано свободно и выразительно.

«Семья», как и ранние холсты Кречетова обладают искренней непосредственностью восприятия и этим притягательны зрителю: своим бесхитростным сюжетом, поэтичностью, определенным символизмом.

Художник не раз возвращается в своих работах к этой личной для него теме. Произведение «Семья» (1967) из нашей коллекции большей частью сходно с «Весной послевоенной» (1969), где изображены только двое – отец-фронтовик и сын, строящие дом и также увлеченные бесхитростным обедом. Снова яркий солнечный день, кряжистые фигуры мужчин, словно пахнущие смолой бревна, плахи и узкая полоска неба на горизонте — и всё крепко, основательно, как топор, глубоко всаженный в чурбан на переднем плане.

Ближе знакомясь с творчеством В.Д.Кречетова, мы узнаём, что он коренной сибиряк, новосибирец, всю жизнь посвятивший родному городу и людям. Член новосибирской организации Союза художников СССР, преподаватель на архитектурном факультете, на кафедре рисунка, живописи и скульптуры НИСИ имени Куйбышева и художественно-графическом факультете НГПИ-НГПУ, доцент...

Параллельно в далёком от Новосибирска Витебске развивалась и творческая судьба В.А.Андросова: Витебские художественные мастерские, преподавание на художественно-графическом факультете Витебского государственного педагогического института им. С. М. Кирова (1975–1981), Белорусский союз художников (1989).

Ретроспектива работ разных лет художников Кречетова и Андросова, представленная на выставках их произведений, хорошо демонстрирует, что традиционной реалистической манере, избранной ими ещё в годы учёбы в Академии они остаются верны до конца.

В 2015 году ушли из жизни Виктор Александрович Андросов и Виктор Дмитриевич Кречетов.

Что сохраняется в память о человеке?.. Иногда это точка на карте, где он захоронен... иногда – гранитная плита, повествующая о его делах и заслугах, а в случае героев нашего рассказа – это знаковые в их судьбе произведения, объединившие двух молодых художников, протянувших к нам сквозь время нить повествования об ушедшей эпохе, о простых людях, обладающих неистощимой силой воли и духа.

Сегодня две картины о людях бескрайней советской страны, две судьбы художников, встретившихся лишь однажды, в годы учёбы в Академии, вновь соединились в залах нашего музея на выставке «Мирное небо». Они позволят нам не забыть ни тяготы Великой Отечественной, ни созидательный труд послевоенного времени, ни авторов их написавших. Эти произведения продолжат жить, соединяя время и пространство, прокладывая незримый мостик от художника к зрителю, от поколения к поколению.

Видео сюжет доступен к просмотру по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=susdpbfyWUM&t=2s
____________________________________________

* При разработке данной темы были использованы источники и публикации следующих авторов: М.Л.Цыбульского, Игоря Романова, Владимира Пивкина, Наталии Егоровой.

Материал подготовила старший научный сотрудник А.А.Пащенко

Back to top