Нюансы и контрасты Анатолия Черевкова

К своему 65-летнему юбилею со дня рождения член Союза художников Приднестровья Анатолий Степанович Черевков подготовил для приднестровцев ретроспективную персональную выставку «Нюансы и контрасты».

250 произведений разных лет в разнообразных графических и живописных техниках представляют разностороннего художника, очень любящего дело, которому он посвятил почти 45 лет своей жизни. Посетители выставки смогут познакомиться с автором, который незаметно, но плодотворно творит, запечатлевает прекрасное вокруг нас.

Творчеству А.С.Черевкова свойственно многообразие жанров: по собственному признанию, художник одинаково любит портрет, натюрморт и пейзаж, который в последнее время превалирует лишь благодаря частым поездкам и участию в различных пленэрах и симпозиумах. Открывает выставку череда портретов детей художника – дочерей Анжелы, Кристины и сына Максима, которых он любит писать за разными занятиями. Натюрморты интересны со стороны изображения взаимоотношений предметной среды, взаимодействия цвета и света, технологических особенностей живописи («Натюрморт с Нефертити», «Пасхальный натюрморт»). Пейзажная живопись также разнообразна по манере изображения. Она может быть лаконична по цвету, контрастна («Крыши Бухареста», «По Румынии») или приглушена в тональности, где-то даже размыта, акварельна («Меренешты», «Кицканский монастырь»). 

В живописи А.С.Черевкова преобладает декоративное начало, некоторая условность образов, что и сам он не скрывает, ведь сказались годы обучения на графическо-декоративном отделении РХУ в Кишиневе. Руке художника подвластны разные техники – одинаково хороши произведения, написанные маслом, акварелью или гуашью. 

Во многих произведениях художника раскрывается название его выставки – «Нюансы и контрасты». Каждая работа близка автору и о каждой можно рассказать хоть несколько слов. Есть работы с реалистическим началом, будь то пейзаж или натюрморт, а есть и такие, где художник заведомо отказывается от формы («Пасмурный день», «Пейзаж»), где главенствующую роль играет экспрессивность цветовых пятен и мазков, что говорит нам лишь о настроении автора или пережитых им впечатлениях («Осень. Солнце», «Композиция № 11»).

Многие работы несут в себе атмосферу творчества, состояния души художника, побуждающего к процессу «живописания» того или иного произведения («Натюрморт с иконой», «В мастерской»), когда, для того чтобы начать писать, достаточно взглянуть на предмет под особым углом.

Анатолий Степанович Черевков постоянно находится в творческом поиске, общается с коллегами, участвует в групповых выставках, пленэрах. В его творчестве последнего периода много произведений, описывающих природу родного края, где-то даже повторяющихся и всё-таки разных («Домик под кронами», «Скоро осень», «Полуденная идиллия», «Октябрь уж наступил», «Краски дня», «Осенние заботы», «Строенцы. На этюдах»). В изображении природы художник сочетает разнообразные живописные приемы: жидкое, почти «акварельное» масло, пастозные слои краски, процарапывание и соскабливание, а в некоторых работах раздельные широкие мазки нанесены заведомо с пропусками красочного слоя, что создает неповторимую игру красок и свежесть живописи "а ля прима". Анатолий Степанович активно участвует в разнообразных Международных пленэрах и симпозиумах, постоянно разъезжает, поддерживает новые выставочные проекты СХП, является членом Союза художников «Гагауз-Арт», поэтому не случайно на выставке представлено столько разнообразных пейзажей, изображающих природу Приднестровья, Молдовы, Украины, Болгарии, Румынии, Венгрии.

Выставка А.С.Черевкова «Нюансы и контрасты» – это своеобразный взгляд художника на себя, свое творчество, осмысление достигнутого и постановка новых художественных задач. Применяя в своём творчестве одними из ведущих методов наблюдение и анализ, автор готов и дальше создавать интереснейшие произведения, достойные музейных коллекций, отражающие современную жизнь Приднестровья, такие как «Концерт симфонической музыки» из фондов ПГХМ. И нам остается лишь последовать за взглядом художника, приглашающим нас с его «Автопортретов» 1978, 1979 гг., пройти по музейным залам и возможно открыть для себя что-то новое в изобразительном искусстве.

Один из залов музея – это зал рисунка, печатной графики и книжной иллюстрации.

1970-1974 гг. – это годы обучения профессии художника в Республиканском художественном училище им.И.Репина в мастерской Василия Матвеевича Цехмистера. Эти годы наполнены многими открытиями для студента Черевкова, встречами и общением с художниками, олицетворяющими молдавское изобразительное искусство: Михаилом Греку, Ильей Богдеско и мн. др. Это способствовало становлению молодого автора, впитавшего не только азы профессии, но и развившего в себе с течением времени свою собственную стилистику работ, высокий художественный вкус. Годы учебы были лишь отправной точкой на продолжительном творческом пути автора. В настоящее время он и сам преподаватель спец.дисциплин на отделении графического дизайна БВХК им. В.И.Постойкина.

Работы этого зала во многом отражают творческую биографию художника. Здесь и портреты друзей и близких, автопортреты, натурные зарисовки позирующих моделей, выполненные в мастерской или в классе вечернего рисунка при колледже; пейзажи в разных техниках: линогравюра, соус, карандаш и др., привезенные из поездок и выполненные на пленэре вместе со студентами; иллюстрации к рассказам и повестям русских классиков и современных советских писателей, прочитанных художником, пронесенных через себя, свой внутренний мир. Не зависимо от того, выполнена работа по собственному выбору или является социальным заказом, каждая отражает индивидуальность автора, в каждую заложена глубокая мысль, искренность, духовность художника.

Анатолий Степанович не останавливается на достигнутом, постоянно экспериментирует, ищет новые способы воплощения художественного образа, берется за любые, порой даже сложные задания («Монументальная роспись внутреннего вида фасада здания Народного суда г.Бендеры»).

Все залы Приднестровского государственного художественного музея представляют художника – творца, раскрывшего в своих произведениях в ретроспективе со дня окончания художественного училища до настоящего времени потрясающе красивый окружающий мир, в котором мы живем. Это наш прекрасный край, наши города, люди, их населяющие.

Особенно прекрасен и приятен взгляду мир акварели. В залах музея мы встречаем и акварель, выполненную традиционным способом, и произведения, где применялись разнообразные приемы акварельного письма. Здесь и работа сухой кистью, лессировкой и акварель по мокрому листу, и работа в смешанной технике, где активно используются и тон бумаги, и красочный слой, и работа пастелью, сообщающая произведению необычную бархатистость.

Независимо от жанра и сложности композиционного построения, художник одинаково виртуозно владеет всеми этими техниками. Обращают на себя внимание портреты коллег и студентов, пейзажи с пленэра и просто пейзажные мотивы и, конечно, натюрморты, богатые цветом, выверенные по композиции, интересные в техническом исполнении.

Рассмотрев каждое произведение и впитав всю эту красоту, наполняешься своеобразной поэзией, лирическим настроением. Поэтому отдельное место в экспозиции зала занимает триптих «Посвящение Санкт-Петербургу», в котором художник изобразил свои впечатления от посещения этого, потрясающего своей монументальностью, города. Для полноты ощущения налёта старины, расцвета классического искусства 19-го века, автор поместил героев всемирно известных литературных классиков А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского на первый план рядом с собой и своей молодой супругой. Ведь и поездка была настолько запоминающейся, наверное, потому, что это был их медовый месяц.

Творческая деятельность Анатолия Степановича в изобразительном искусстве существует неразрывно с другим искусством: музыкой, литературой, драматургией. Его произведения наглядно демонстрируют этот нерушимый союз. Но и это ещё не всё, что объединяет для автора искусство в единое целое. Семья Анатолия Степановича, которая для него всегда занимала первое, главенствующее место в его жизни, являет творческие личности. Это и брат автора, и дети Анатолия Степановича – художники и музыканты. И все они здесь, живут в его произведениях. Мы встречаем их в образах музыкантов, поэтов, композиторов, вдохновленных вечным искусством.

По рассказу художника многие портреты имеют реальных героев, живущих среди нас, дарующих нам мгновения соприкосновения с прекрасным («Флейтист»). Закономерно соседствуют портреты детей – музыкантов («Анжела», «Максим») с произведениями, посвященными всемирно известным композиторам классической музыки – И.С.Баху, В.А.Моцарту, Л.В.Бетховену («Бах», «Лунная соната»). В созданных художником образах мы слышим звуки органной музыки, мелодию лунного света, рассказанную виртуозным пианистом ослепшей девушке. Композиции автора предстают нам, как размышления о бытие, жизни и смерти, событиях и героях исторического прошлого нашей Родины, раскрывают философское мировоззрение художника («Моцарт. Реквием», «Рассвет. Бессонница», «Штефан чел Маре – собиратель молдавских земель»).

Постоянная работа мысли, наблюдение и практика рождают у автора желание творить. Примером тому участие в акциях и проектах СХП, таких как «Гимн белому холсту», «Фестиваль портрета». А серия автопортретов разных лет – как своеобразный срез внутреннего состояния художника, как взгляд вглубь себя, желание познать самого себя, открыть в себе что-то новое.

Любовь к искусству у А.С.Черевкова во всём: в поэтичных портретах, пейзажной лирике, стройном дружном балансе предметов натюрмортов. Ведь не случайно в них так часто присутствует скрипка, этюдник, картина или скульптура. Даже если это только натюрморты со снедью или цветами, они художественны и эстетичны. Любовь к искусству у автора и в выборе тем, где объектом изображения становятся гениальные мастера, творцы, оставившие огромное духовное наследие потомкам («Посвящение Константину Брынкуш» 2006 г.), и в выборе средств художественной выразительности для воплощения задуманного. Поэтому рядом гармонично соседствуют произведения и ранних, студенческих лет («Женский портрет» 1973 г.) и более поздние осмысленные, зрелые работы.

В каждом зале музея зритель встретит и знакомые, и необычные сюжеты. Произведения автора и порадуют, и удивят – исполненные с большой любовью, художественным мастерством. Они поэтичны и вдохновенны, изобилуют деталями и лаконичны – то есть действительно отражают творчество художника и своими нюансами, и контрастами. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top