"Диалог" Владимира Фрумусаки

27 марта, в Международный день театра, в Приднестровском государственном художественном музее открылась выставка одного из талантливых живописцев Приднестровья, главного художника Приднестровского государственного театра драмы и комедии им.Н.С.Аронецкой Владимира Фрумусаки.

Он родился в 1960 году в селе Большие Котюжаны Флорешстского района. В 1982 году окончил архитектурный факультет Кишиневского политехнического института им. С.Лазо.

С 1982 года начал участвовать в городских, республиканских, международных выставках, а в 1999 году был принят в Союз художников Молдовы и Ассоциацию архитекторов Республики Молдова.

Свою выставку автор назвал «Диалог». Это четвертая персональная выставка произведений Фрумусаки в художественном музее г.Бендеры и это его четвертый авторский диалог «художник-зритель». Выставка насчитывает 46 живописных работ и открывает зрителю самобытного художника, влюбленного в свой край. Об этом свидетельствуют и сельские пейзажи, и бытовые сценки, искромётные сюжеты народных гуляний.

Сам автор на вопрос о том, как он стал художником, вспоминает: «На уроке рисования лучше всех как-то выполнил задание учителя. С тех пор, как он говорит, стал «добровольно-принудительно» ответственным за оформительскую работу сначала в классе, затем в школе».

С тех пор увлечение искусством стало профессиональным и главным делом его жизни. Толчком также послужило серьёзное увлечение творчеством художников-импрессионистов, стиль и живописная манера которых наиболее близки автору.

Но это не подражание импрессионистам. Он выработал свой творческий почерк, свою манеру письма, в живописи Фрумусаки объединил  как традиции народного творчества, так и мирового классического искусства. Это яркий национальный колорит, точное образное решение, ритмичность композиционного построения, лукавый взгляд художника, отражающего окружающий мир в живописных новеллах, напоминающих «театр жизни».

Владимир Фрумусаки – певец села, молдавского быта, традиций. Горячо влюблённый в свою землю он больше внимание уделяет молдавскому пейзажу. Несмотря на то, что одни и те же пейзажи: село с молдавскими домиками, заборами, пыльными дорогами, живностью, но каждый из них смотрится по-новому (сравнить 2 «Зимний пейзажа» с «Сельским пейзажем»). Если зимние решены в лирическом ключе, с использованием культурной, жемчужно-серебристой гаммы цвета,  и  в них всё рассматривается приглушенно сквозь перламутрово морозную дымку, то в «Сельском пейзаже» – чёткое прочтение каждого изображаемого предмета, использование декоративных сочетаний цвета, что наполняет пейзаж энергией бодрости, ликующего настроения.

«Пейзаж» 2016 года предельно обобщён и декоративен, построен на трех цветовых пятнах и их оттенках. «Сельский дворик» 2017 года исполнен в манере импрессионистов и несёт  восторженно-весеннее настроение.

Значительная часть работ в экспозиции насыщена весельем, музыкальными ритмами. Это «Музыка» 2016 года, «Весёлая пара» 2016 года, «Барабанщица», «Крик» 2019 года, «Весёлая тройка» 2016 года и др. Кажется, разудалое веселье покидает рамки произведения, приобщая к нему зрителя.

Художник старается передать зрителю радость, улыбку, веселье, ведь позитивное отношение к жизни – национальная черта характера молдавского народа. И главная заповедь художника – искусство должно нести радость людям. Этого безудержного веселья художник добивается за счёт ритмичного построения композиции, яркого национального типажа, широко улыбающегося в каждой работе и, в основном, за счёт насыщенных цветовых сочетаний.

Простые бытовые сценки не кажутся случайно выхваченными из жизни эпизодами, а вносят неотразимое ощущение художественной убедительности векового течения времени.

В.Фрумусаки признаётся, что его произведения, насыщенные весельем и жизнью являются полной противоположностью его натуре – тихой  и незаметной в быту. Может быть именно так, он выражает свое отношение  к миру. Сам способ создания работ художник называет «каламбуром». «Как хочу, так и пишу. Мне по душе экспрессия». Никогда не знаю, как я буду писать, и что получится в итоге. Но я знаю точно, как я не должен писать. В своих работах стараюсь передать зрителю радость, улыбку, веселье, иначе и не нужно этим вообще заниматься».

И художник верен себе: все его композиции вызывают улыбку, а во многих звучит явная или скрытая ирония и сарказм. За улыбками, которые зритель видит в работах, скрывается, что-то более глубокое, заставляющее детальнее осмыслить или домыслить изображаемое. И если в пейзажах Фрумусаки время будто замедляет бег, то в бытовых сценках, эпизодах веселья чувствуешь его быстротечность.

На предыдущей выставке тема кутежа была представлена автором , как «Кутёж Князей» и посвящена Пиросмани. В настоящей экспозиции, те же 3 персонажа, но не в статично-горделивой позе, каковы персонажи на работе Пиросмани, а в раскрепощённой. Развернутые в разные стороны, уже охмелевшие, участники кутежа читаются на фоне, напоминающем цвет плодородного, солнечного молдавского края. Кажется, первоначально автор создал на холсте контрастные цветовые пятна, легко оконтуривая их, превращая в персонажи.

Легко, пастельно решена работа «С горы», где спуск на санях превращается в весёлую сценку, где заливисто играет гармонь, и улыбается даже грудной ребёнок, ощутив красоту стремительного спуска.

Произведения  «Любитель абсента» и «Гурман» раскрывают разные типы характера и, пожалуй, разные национальные типажи. Мечтательный, меланхоличный любитель абсента, слегка склонивший голову, поглощающий по капельке свой абсент – ближе к скандинавскому, прибалтийскому типажу. К молдавскому – весёлый, холерический гурман. Об этом говорит и уверенное построение фигуры в пространстве, и резкий поворот головы со сладострастной улыбкой на лице, и любимое лакомство в его мощной руке сельского труженика, и даже сигарета его, мощно окуривающая пространство. Живопись этой работы фактурна, темпераментна, насыщена цветовыми нюансами. В первом случае, живопись под стать персонажу не многозвучна, палитра до предела ограничена.

Пейзаж «Рассвет», с доминирующей золотисто охристой гаммой цвета, полон жизни, настроения наступающего жаркого солнечного дня. Широкая манера письма, множество сближенных оттенков делает работу живописно интересной.

При кажущейся простоте сюжета работы наполнены информацией автора. Так серия, раскрывающая законы жизни, порой суровые, и жестокие, полна размышлений В.Фрумусаки на эту тему. Это полотна «Бегство», «На холодец», «Старая картина».

Жёсткость законов оправдывает автор  названием одной из работ предыдущей выставки: «Такова жизнь. Таковы законы сосуществования человека и животного мира. «На холодец» – работа как бы делится на 2 смысловые части: с одной стороны довольная хозяйка, поймавшая петуха, с другой – возмущённый птичий двор, резко высказывающий своё недовольство. Активные цветовые акценты оранжевого цвета усиливают напряжение работы.

Стальные лезвия ножей, как шлагбаумы, останавливают бег спасающихся животных в работе «Бегство». И автор вновь, как бы с горечью констатирует: «Такова жизнь».

К этой серии относится полотно «Старая картина». Источником написания послужили произведения старых мастеров, раскрывающие сцены охоты. В частности, поразила Фрумусаки произведение Эжена Делакруа «Охота на тигра», где много живописных нюансов, раскрывающих красоту насыщенного в цвете пейзажа, ракурсов, динамику движения. А по сути, работа передаёт трагедию животных. Фрумусаки избрал такое цветовое решение, где преследуемому животному весь мир кажется тёмным мраком. И разрывая, серебристо тёмные тона пространства, появляется голова обезумевшей, уставшей от погони лошади, а в опасной близости от неё тёмными силуэтами читается кровожадная стая волков. И красиво, живописно разработанный тёмный цвет полотна, подчёркивает трагедию животного, передаёт ужас, испытуемый загнанной лошадью. Так свои впечатления от охоты передал Владимир Фрумусаки в этом произведении. Эта работа раздумье, размышление, отражение авторских эмоций и  мастерская разработка серо-чёрного колорита, с единственным светлым пятном в центре – морда лошади, которая несёт не свет и надежду, а ужас.

В следующем зале продолжается тема бытовых и музыкальных сценок, сельских пейзажей, философских размышлений, фантазий художника.

Кажется, открывается занавес и перед зрителями сцена, на которой разворачивается действие под названием «Игра». Именно так называется работа автора. Здесь многое собрано воедино: и игра детей, напоминающих ангелочков, но с хитрыми, несколько жёсткими лицами, и шары судьбы с бегущими человеческими фигурами и оскал Чеширского кота в нижней части полотна , и не собранный кубик Рубика, и нависшая над всем этим действием угрожающе тяжёлая драпировка. На вопрос о чём работа, каждый опираясь на выше сказанное, может иметь собственное мнение. Не зря на сгармонированном фоне полотна самым ярким акцентом является кубик Рубика (головоломка). Автор приглашает не к пассивному, а к вдумчивому, анализирующему просмотру картины.

Тонким юмором наполнены работы «Молдованин на Марсе», «Давай», «Деревенский стиляга». Их сменяет серия пейзажей. Пейзаж – один из любимых жанров, в котором звучит тема родной земли, где нет признаков цивилизации, где люди живут в своём неповторимом ритме, созвучном мелодии молдавской «Дойны» (работы «Под луной», «Домой», «Пейзаж с петухом»). Каждый из них,  так же как предыдущие пейзажи, поражают точностью художественного восприятия, разнообразием образного строя и точно найденным настроением. Мажорный серебристый цвет первого пейзажа, сменяется сдержанной гаммой с всполохами золотистого цвета второго и мажорными контрастами третьего.

К портретному жанру Фрумусаки обращается редко. К одному из портретов, олицетворяющему тему материнства, относится и одноимённая работа, написанная свободной и легко.

Завершают экспозицию бытовые сценки «С собачкой»,  «Выезд», работа-раздумье «Путь».

Событиям в Афганистане посвящена работа «Путь». Второе название её «Тропа». Как это часто бывает Фрумусаки начал писать работу о мужественных, сильных людях, не отдавая предпочтение теме Афганистана. Это могли быть путешественники, альпинисты, покоряющие вершины. Но один из друзей, воевавший уверенно сказал – «Афган». Так появилось второе название «Тропа». Уходящая, шаг в шаг, группа из 10 человек. Узкая тропа, символизирующая границу между жизнью и смертью. Суровый колорит окружающего горного пространства, каждый выступ которого, может грозить смертельной опасностью. Но верный жизнеутверждающему началу Фрумусаки даёт в центре работы фрагмент, лишённый тёмных угрожающих цветовых акцентов. Группа, покорившая высоту, продолжает путь. Показателен в этом плане цвет светло-голубого неба, символизирующего цвет, жизни.

И завершает экспозицию работа, отражающая суть трудолюбивого,  горячо любимого художником молдавского народа «Трое». Два вола, символ тяжёлой крестьянской доли, подвода с возом сена, и 3 крестьянские фигуры на нём завершают композицию. Спокойно-сосредоточенные хлебопашцы решены обобщёно, одним цветовым пятном, напоминающим золотистый цвет поля пшеницы.

Многолико звучание этой темы в творчестве Фрумусаки. Из этой же серии полотно «Веселей». Разухабистость, удаль молдавских тружеников земли звучит и в диагональном ритме построения композиции, и в цветовом решении, и в резво бегущих волах, и в ритме фигур кажется не управляющих волами, а исполняющих темпераментный молдавский танец на подводе.

В целом выставка В.Фрумусаки «Диалог» передаёт позитивное восприятие действительности, философское отношение к жизни, ко времени, к искусству, в котором он ищет свой, ни на кого не похожий путь творца

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top