С.Панов. В мастерской художника

Выставка «С.Панов. В мастерской художника» включает в себя 52 произведения живописи из фондов ГУ ПГХМ и частной коллекции автора. Она представляет произведения, выполненные в последние годы творчества художника.

Посетители могут не только полюбоваться прекрасными видами природы Приднестровья в пейзажах Сергея Панова, но и встретиться с автором, который на глазах у зрителей создаст новое произведение, работая над ним в залах музея.

Работы Сергея Георгиевича Панова мгновенно покоряют зрителя тихой ясной гармонией. Написанные с натуры они несут настроение конкретного дня, времени года, данного уголка природы. Чаще всего негромкие в цветовом решении, простые и ясные в композиции пейзажи раскрывают дорогие и близкие художнику мотивы.

В 1 зале посетителя встречают пейзажи описывающие красоту приднестровского края. Они различны по размеру и формату, но каждая из них рассказывает о мироощущении художника, о его любви к Родине («На Кицканских высотах», «Сельский домик» и др.). И Родина для него не только страна, а родной дом, улица, город, близкие люди и родственники («Двор моего детства», «Старая груша», «Мальвы»).

Обращает на себя внимание «Автопортрет» художника. В оригинальной трактовке «Автопортрета» есть и мальчишеское озорство, и оригинальный подход к данному жанру, и даже объяснение в любви к своему благодатному краю. Как отмечает сам художник, эта работа заняла очень много времени. При кажущейся простоте колористического решения, она сложна и требовала выверенности цветовых соотношений. Все, кто знает художника, сразу же узнают портретируемого по тени, главному художественному приёму. На портрете, залитом светом, он просто «позволил» солнцу обрисовать тень своей головы, да ветку виноградной лозы. Вот и всё, что в оригинальной манере он поведал о себе. Об остальном рассказывают произведения художника.

 

Экспозиция показывает, что любимый жанр С.Панова – пейзаж. Именно в нём, убеждён художник, верно найденном и переданном, - духовная сила, кровная связь человека со своей землёй. Поэтому тема родного края – основная в его творчестве. Она очень близка каждому приднестровцу и узнаваема в песочных берегах Днестра («Пикник у Днестра», «Осень на Днестре»), степных проселочных тропинках («Степная дорога»), приветливых сельских домиках («Добрый день»).

Многим работам присуща приглушенная цветовая гамма: где-то с жемчужно-перламутровыми отливами, в отдельных пейзажах с контрастными переходами в тенях и цветовых сочетаниях. 

Представленная в экспозиции серия вечерних пейзажей раскрывает ещё одну грань творчества художника – пейзаж ночного освещения. Это такие работы как «Вечер на южном берегу», «К вечеру», «Вечер на Дубоссарском водохранилище». В сумеречном освещении предстаёт таинственное величие водных просторов Днестра, крон деревьев нависающих над рекой, далекий склон противоположного берега и яркая точка костра, освещающего человеческие фигурки. Всё это передано художником так, что глаз не отвести – всё загадочно, таинственно и возвышенно под покровом наступления ночи.

Художник активно работает с вариациями света в своих произведениях: часто это яркий солнечный день или туманная дымка, окутывающая «Приднестровские дали».

«На моё творчество оказали влияние три фактора: русский реализм, французский импрессионизм и южное солнце», - признаётся С.Панов.

Этот лозунг мы встречаем в каждом произведении художника.

Классическая реалистическая школа, наследие импрессионистов, яркие краски солнечного юга не только нашли отражение в произведениях художника, но и преобразились в авторский почерк, который всегда узнаваем и отличается высоким профессионализмом и культурой. 

Его целеустремлённость и неустанный творческий пыл постоянно подвигают художника на рождение новых идей и проектов. На выставке представлено несколько работ такого плана: «Чистое бельё» и «Стена», участвовавшие в выставочном проекте «Гимн белому холсту» в 2013 г.; студенческие графические этюды «Моя улица», «Старая верба» (выставка «Не боги горшки обжигают» 2014 г.); «Днестровские, Приднестровские и Тираспольские дали», выполненные в ходе МХС «Тирас-пленэр» в 2005, 2010, 2015 годах.

Зарубежные поездки и участие в международных симпозиумах, фестивалях, пленэрах дали возможность художнику расширять тематику произведений, находится в условиях постоянного эксперимента, позволили возвести пейзаж в ранг властителя душ зрительской аудитории. Поэтому большинство произведений автора находится в частных собраниях ПМР, России, Молдовы, Швейцарии, Германии, Польши, Израиля, США, Канады, Австралии и других государств. Коллекция живописи ПГХМ постоянно пополняется работами автора, в особенности после проведения МХС «Тирас-пленэр» – единственного в Приднестровье симпозиума, организуемого при поддержке государства.

Триптих «Истоки» участвовал в 2015 году в выставка, которая была организована в г.Кишинёве под патронажем Митрополита Корнилия Московской и Всея Российской старообрядческой церкви.

Колорит триптиха соотносится с каноном древнерусской православной веры XXI-XXII вв. – «золото на синем». Художник привносит в живописный строй триптиха вкрапления синего цвета, используя как основной фон непрокрашенный холст на клеевой основе. Местами в композиции трех портретов, представляющих собирательные возрастные образы – «и стар, и млад» – и образ патриарха, ведущего за собой верующий народ, прорывается лазоревый свет, символизирующий свет чистых душ, свет истинной веры. В портрете старца – усталый взгляд, вмещающий опыт предшествующих поколений и пережитые испытания. Портрет ребенка – легкая улыбка и непорочность, истовая вера в лице и жесте девочки. Центральная часть триптиха – волевой, уверенный взгляд патриарха с непреклонным характером. Фоном всем трем персонажам являются фрагменты канонизированных древнерусских икон, а также кресты как в крестном ходе и на погостах за спиной патриарха.

Картины Панова позволяют ощутить высокую эстетическую основу, философскую глубину взгляда, где красота земли неразрывно переплетена с течением человеческой жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top