В залах Приднестровского государственного художественного музея ожидала своего открытия выставка молодых художников – преподавателей Бендерского высшего художественного колледжа имени Виктора Ивановича Постойкина – «Монологи». Первыми, как две птицы, в музейные залы влетели дети, их было двое. Зрители ещё только собирались, и всё о чём они говорили, было хорошо слышно:
- Настя, смотри, это мы!
- А это ты, Илья! И здесь тоже мы!
- А вот папа с Вовкой и бабушка Вера!
Какой детский восторг – это картины их мамы!
Похоже, брат с сестрой, Илья и Настя, назвали каждого, кто был изображён на монументальных полотнах их мамы, молодого художника – Ольги Горбаченко. Наверное, когда-то, в детстве, она сама с таким же восторгом «влетала» в класс художественной школы. А сейчас она, тихо улыбаясь и не скрывая восхищения, смотрела на самую любимую картину – своих детей! Потом подошел и стал с нею рядом муж, держа на руках младшего сына… круг замкнулся – СЕМЬЯ!
В каждой из пяти картин молодого талантливого живописца – Ольги Горбаченко живёт предельно ясный «монолог» о жизни и любви! Лишённые цветовых эффектов, резких контрастов и хитросплетений пластических форм, её картины: «Рассвет», «На Реке», «Сказка», как чистая прозрачная вода. Смотришь в неё, и понимаешь – это проросли те самые зёрна любви к изобразительному искусству, посаженные в благодатную почву таланта другими художниками, её учителями.
Ученичество в искусстве – это древнейшее свойство творческой материи, без которого утрачивается сам смысл искусства. В этом был абсолютно убеждён Виктор Иванович Постойкин – человек, создавший Бендерское художественное училище, взрастивший целое поколение талантливых художников. Им построен настоящий Дом художников, в котором царит семейный уклад жизни: дети-художники вырастают и потом, продолжая свой творческий путь, вновь возвращаются в него, чтобы идти дорогой учителя, щедро делясь своим талантом с начинающими художниками.
Династии художников Постойкиных, Тюминых, Горбаченко, Жуковых продолжают традиции семейной творческой преемственности, примерами которой так богата история искусств. И нет ничего лучше, чем постижение ремесла с самого раннего возраста, когда у тебя на глазах происходит чудо – белый холст «рассказывает» красками новую сказку. Изобразительное искусство говорит без слов! И сегодня 13 молодых художников – преподавателей этого уникального учебного заведения, произносят свои монологи, каждый – на близком ему языке: живописи, графики, скульптуры или декоративно-прикладного искусства. Это их приглашение к диалогу нас, зрителей.
В музейном зале многие монологи звучат на языке реалистической живописи. В работах Антонины Колобнёвой «После молитвы. Строенцы» и «Сирень» чувствуется рука художника, прошедшего школу классической живописи. В тонкой и деликатной манере исполнены пейзажи Светланы Назаровой «И ветра робкое дыханье», «Бесконечная дорога». Обращают на себя внимание живописные произведения самого молодого участника данной выставки, Валерии Твердохлебовой – «В монастырь», «Вечерело», «Осенняя симфония». Небольшого формата, они «звучат» на высокой эмоционально колористической ноте, создавая настроение проникновенного отношения к миру.
В своём творчестве Анастасия Тюмина, представительница художественной династии Тюминых, отдаёт предпочтение одному из самых сложных жанров изобразительного искусства – портрету. В созданной ею галерее портретов – сестры, детей, друзей, она умело передаёт внутренний мир портретируемых рукой художника-монументалиста.
Пейзажи Андрея Котлина «Дофиновка. Октябрь» и «Крым. Май», выполненные в холодной серебристой гамме, воспринимаются очень цельно.
Участник многих выставок, в том числе и международных, Олеся Иванова, свой монолог представила в разнообразных живописных манерах. Декоративен её философский триптих «Старая мелодия», эмоциональна и экспрессивна петушиная «Битва», в сдержанных колористических полутонах написан ею «Праздник осени».
Располагая большими техническими возможностями, декоративная живопись занимает одну из ведущих позиций в современном изобразительном искусстве. Живописец всегда пробует краски «на вкус», добиваясь их нового звучания. Декоративное начало преобладает в творчестве Милы Грекул. Простые темы пейзажей «Осеннее настроение», «После дождя» переложены ею на язык сложных многоплановых композиций. Используя различные точки обзора, все части картины она соединяет невидимыми нитями линейного рисунка, наделяя дома, деревья, небо, дождь живой душой, и в каждой из её картин незримо присутствует человек.
Неоднозначны и разнообразны живописные произведения Натальи Ямпольской, выполненные как в манере реалистической живописи – «Лето в Строенцах», так и в декоративно-абстрактной – «Утро в Будапеште». Автор этих работ произносит ещё один монолог, но уже на языке декоративно-прикладного искусства. Монументальный гобелен – триптих «Материализация модулярных идей» выполнен в технике валяния из шерсти. На языке пластических форм она выражает суть противоречий между живой и неживой природой, овеществляет материю творческого поиска гармонии и истины в жизни и искусстве.
В «Монологах» графика, как вид изобразительного искусства, представлена серией карандашных портретов Андрея Котлина, абстрактной композицией в смешанной технике «Беседа за чаем» Александра Соборова, а также акварелями и рисунками Маргариты Корсак.
Хочется отметить тему библейских сюжетов, получивших отражение в графических листах Маргариты Корсак – «Камо грядеши», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил». Давая собственную творческую интерпретацию библейских образов, она отводит им особое место в своём творчестве, и работает в сложной смешанной технике, сочетая карандаш, рапидограф, перо и тушь. Её «Натюрморт с грушами» проработан в такой тончайшей технике карандашного рисунка, акварели и рапидографа, что у зрителя создаётся иллюзия, будто он видит старинную голландскую или немецкую гравюру.
Многие новые тенденции развития современного изобразительного искусства восприняли художники, Павел и Марина Жуковы. Они произносят свой общий, семейный монолог. Марина – на языке декоративного искусства: серия «Сцены семейной жизни», Павел – на языке скульптуры малых форм – «Нас двое». Их творческий союз, скреплённый семейными узами, направлен на поиск гармонии в жизни и искусстве.
История изобразительного искусства – это преемственность стилей, направлений, манер, преемственность целых эпох. Роль художника в жизни людей огромна, ведь именно ему, творцу, открываются двери в невидимый мир фантазий, именно ему под силу сделать этот мир реальным и зримым. Произведения тринадцати молодых художников – авторов выставки «Монологи», представленной в Приднестровском государственном художественном музее, открывают дверь в мир творчества, и приглашают нас, зрителей, войти в него.