Начало

В 2016 году Приднестровский государственный художественный музей отметил 45-летие со дня основания. В результате юбилея зрители познакомились с произведениями из фондов музея на выставках «Зимние мотивы», «У искусства женское лицо», «Юбилейный альбом».

 

45-летие со дня открытия залов и приёма первых посетителей музей отметил 11 февраля 2017 года. Эта юбилейная дата позволила зрителям продолжить знакомство с произведениями из коллекции музея, которые являются достоянием Республики. Запланированы в юбилейном 2017 году две экспозиции: «Начало» и «Вехи истории».

Выставка «Начало» открылась 10 февраля в канун юбилея музея. Название выставки символично. Оно означает начало формирования музея, комплектования его фондов, развитие музейных форм деятельности с целью превращения учреждения в один из центров культуры Республики. Символична помощь и участие России в экспозиционной работе, в комплектовании фондов, в обучении специалистов музейному делу.

На сегодняшний день фонды ПГХМ насчитывают более 4 тысяч произведений изобразительного искусства. На их базе скомплектована выставка «Начало», которая состоит из двух частей: современного искусства и искусства XVIII-XIX вв. – западноевропейской гравюры и российской книжной графики XIX – начала ХХ веков. В экспозицию вошло 135 работ живописи, графики, скульптуры и ДПИ.

Многонациональное искусство советских республик второй половины ХХ века открывает выставку. Это произведения художников России, Украины, Латвии, Литвы, Армении, Грузии. Несомненно вызовет интерес работа первого поступления в фонды музея «В обеденный перерыв» художника Э.Я.Выржиковского, а также народных художников СССР братьев С.П. Ткачёва и А.П.Ткачёва «Весна 1945 г.», пейзажи А.М.Грицая, Ю.А.Махотина, Д.А.Налбандяна, 3 пейзажа и тематическое полотно «Бригада Кузнецова обедает» заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Ф. Стожарова, живописные портреты В.А. Васина «Портрет девушки», заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР У.Е. Земзазирса «Портрет жены художника», заслуженных художников РФ Л.П. Тихомирова и О.В. Тихомировой «Портрет Михаила Ульянова», О.Л.Ломакина «Портрет тракториста Литвиненко». Дополняют искусство психологического портрета скульптурные образы народного художника СССР М.К.Аникушина («Портрет поэта Дубовика»), народного художника РСФСР Ю.Г.Орехова («Портрет В.Шалевича»), А.И.Кобилиница («Молодой философ»).

Произведения молдавской художественной школы 60-80-х годов ХХ века сгруппированы в одном из залов и раскрывают период расцвета молдавского искусства. В работах этого периода сочетаются традиции реалистического искусства с национальными особенностями живописи  и поиском новых форм отражения действительности. К таким произведения относятся работы народных художников МССР М.Греку «Мальчик с быками», И.Д.Виеру «Весенние заботы», В.Г. Руссу-Чобану «Портрет актёра Д.Фусу в рыцарских доспехах. Уверенное владение живописным мастерством отличает произведения Д.П.Пейчева, М.В.Статного, Л.К.Цончевой. Многоплановое полотно Г.Е.Мунтяна «Край родной» является ярким отражением жизни молдавского села 70-х годов.

Завершают современный раздел выставки произведения приднестровских мастеров изобразительного искусства, которые раскрывают, как традиционную реалистическую живопись (В.Н.Тюмин «Автопортрет», «Портрет искусствоведа О.Сизовой», пейзажи С.Г.Панова «Южный дворик», «Сельский домик», женский и мужской портреты Я.Ф.Матрёницкого, натюрморты М.И.Руденко и Е.Ф.Иовицы); так и работы декоративного плана (В.А.Фрумусаки «Солнечный день», «У стойки», А.И.Колчака «Начинаются Кодры»); и живопись авангардного направления А.В.Дейнекина и О.Д.Герасименко. Скульптура Г.А.Султана «Кукутень», «Росточек», декоративно-прикладные работы Л.Г.Глущенко делают экспозицию ярче, раскрывая имена талантливых художников Приднестровья.

6 зал знакомит с гравюрой западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков и книжной графики российких мастеров XIX – начала XX веков. Гравюры французских, итальянских, немецких, английских, бельгийских художников представлены такими известными именами как Девериа Ашиль, Мартелли Л., Альберт Генри Пейн, Мартин Элиас Ридингер, Жан Батист Маду.

Искусство книжной российской графики раскрыто в технике литографии художниками К.И.Чичаговым, Н.Л.Эллертом, Н.И.Каразиным, Н.М.Виноградовым, Н.М.Быховским и др.

С работой И.Я.Билибина «Иллюстрация к сказке «Василиса Премудрая», находящиеся в экспозиции, началось формирование раздела российской дореволюционной графики.

Органично вписалась в экспозицию гравюры выставка   фарфора   из  частных   коллекций
«От Мейссена до Шемякина».
Впервые музей представляет выставку фарфора из частных коллекций. Содружество музейщиков и коллекционеров – новое явление для Приднестровского государственного художественного музея, а представление фарфора прошлых веков из Германии, Франции, Румынии и российского фарфора заводов А.Попова, братьев Корниловых, Императорского фарфорового завода заинтересует многих зрителей. Уникальными можно назвать многие предметы выставки, но фигурки – персонажи балета «Щелкунчик» М.Шемякина – особый факт бережного отношения к традициям русского фарфора со стороны наших современников, как художников, так и коллекционеров.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top