Неподведённые итоги. С.Панов

К своему шестидесятилетнему юбилею со дня рождения и 30-летию творческой деятельности заслуженный художник ПМР, председатель Союза художников Приднестровья Сергей Панов подготовил для приднестровцев персональную выставку «Неподведённые итоги. С.Панов».

95 произведений разных лет в технике живописи и рисунка представляют художника, очень тонко чувствующего красоту природы, особенности характера человека, быстротечность событий и неизменность понятий: добро и зло, хорошо – плохо, вечность – бренность.

 

Начинает экспозицию 4 зал, в котором представлены картины художников Я.Матрёницкого, Э.Симакова, А.Колчака. Этих известных молдавских художников С.Панов считает своими первыми учителями, и небольшое количество их картин из собрания Приднестровского государственного художественного музея дают представление о разнообразной манере письма тех, кто по-своему помог ему в выборе профессии.

В залах 5, 6 находятся работы разных лет. Это пейзажи любимого Тирасполя, других городов Приднестровья, картины, написанные в Париже, Вене, Москве, Балаклаве, Вилково, Сухуми, Будапеште, во многих городах и местечках, совсем не приметных на карте, но дорогих сердцу художника. Это и те пейзажи, которые выходят за рамки жанра и представляют художника-философа, думающего о назначении человека и о его взаимоотношениях с природой.

Для С.Панова характерно редкое в наше время в среде профессионалов доверчиво-восхищённое отношение к миру. Будь то многоплановый, развёрнутый в перспективе пейзаж или маленький кусочек природы, её абрис, живописец угадывает и выявляет нечто всеобщее, к чему мы все принадлежим, улавливаем в этом дыхание всей жизни. Выступая как созерцатель, очарованный миром, восхищённый солнечным светом, преображающим обыденность, с помощью живописи он может из заурядного вида создать прекрасное. «Я вижу вокруг внутреннюю гармонию, красоту природы, а то, что выбивается, портит впечатление, не замечаю. Я могу стоять на свалке и восхищаться открывающимся видом», - говорит Сергей Панов.

Процесс создания картины для художника достаточно сложен, в нём присутствуют достижения разных школ и знание формальных законов изобразительного искусства. В совокупности это даёт автору возможность наиболее точно выразить задуманный художественный образ. Он дорожит своим непосредственным видением, удачно сочетая на холсте правду впечатлений с точностью передачи натуры. При высокой степени «сделанности холста» художник не стремится к детальной прорисованности, чёткости изображения. В своих работах Панов не передаёт предметы со всей документальной точностью, а только называет их – они часть той гармонии, которую выражает автор. Поэтическое настроение в произведениях, кажется, возникает произвольно, независимо от воли автора. На самом деле всё выверено, продумано зрелым мастером. Стремление к непосредственной передаче натуры основано не на мгновенности зрительного восприятия, как у импрессионистов, а на отборе самого главного, самого характерного. Этому способствует основной творческий метод Сергея Панова. Художник несколько сеансов пишет с натуры и затем завершает картину в мастерской. При изменчивости состояния природы это позволяет мастеру выбрать и сконцентрировать на холсте непреходящее, вечное.

Особое место на выставке занимают портреты. Это его коллеги, друзья, близкие, которых он хорошо знает и понимает. Он выбирает главное, как в портрете природы, так и в природе человека – красоту и ум, подвижность и изменчивость, состояние и настроение. Человек, как и природа, значительны и важны для него. Не случайно, а из-за своего характера его глубоко волнуют проблемы современного состояния изобразительного искусства. Художники ценят в нем качества профессионала и качества организатора. Неоднократно избирается С.Панов председателем творческой общественной организации «Союз художников Приднестровья». Он с успехом инициирует интересные творческие проекты, нестандартные выставки, поддерживает молодых художников.

В 7 зале по его инициативе обустроена своеобразная мастерская художника, в которой будут проводиться занятия со студентами, мастер-классы, встречи со зрителями, арт-кафе.

Сергей Панов – прекрасный колорист. Для точности передачи впечатления он ищет «правду цвета», уделяя большое внимание нюансам и оттенкам. Обобщённые колористические тона, точно найденные в картине и умело использованные, позволяют создавать образы, отличающиеся широтой и лёгкостью дыхания весеннего ветерка, влажного воздуха оттепели и даже запаха сухой травы. С поразительной чуткостью передаёт в полотне ощущение умиротворения и тишины. Цветовые сочетания выражают квинтэссенцию зрительных впечатлений. Художник часто прибегает к локальному цвету уплощенных далей, передавая пространство в пейзаже обобщённо, что даёт возможность более точной цветовой характеристике второго плана. Его живопись построена на тонком чувстве драгоценности цвета, на гармонии световых отношений. Непременно мягкий свет обволакивает предметы изображения, и пейзажи приобретают пространственную глубину, а светотень становится не про­сто характеристикой письма, а мощным средством композиции.

Живописная манера художника долго и последовательно развивалась. Однако Сергей Панов не менял кардинально свои идеалы и убеждения. Несмотря на «традиционность» живописи художника, можно сказать, что он независим в своей неизменности. В композиции и в цветовом решении у мастера сложились свои, индивидуальные предпочтения, они часто переходят из картины в картину и создают ряд признаков, по которым прослеживается характерная авторская манера. Ему в высокой степени присуще чувство духовной связи с природой. Выражение единства языка природы и человеческой души – цель живописных поисков художника, добивающегося, чтобы каждый мазок в его работе был «выразительным словом».

Выставка открыта с 9 февраля в залах Приднестровского государственного художественного музея и продлит свою работу до начала апреля. Художник приглашает всех любителей искусства на выставку с символичным названием «Неподведенные итоги. С.Панов».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Back to top