С 16 октября 2015 года в залах Приднестровского государственного художественного музея экспонируется выставка членов Союза художников Приднестровья О.В.Болтнева и Н.А.Пономаренко «Взгляд молодых». Она представляет работы, выполненные авторами в разные годы творчества с 2004-го по 2015-й. Это произведения уже состоявшихся художников, профессионалов своего дела. Профессиональное искусство отличается от самодеятельности тем, что художник творит не ради сиюминутной забавы, а ставит перед собой высокие цели. Пройдя от художественной школы до университета, совершенствуя и оттачивая свое мастерство, они продолжают свой путь в искусстве. В 1-м зале мы знакомимся сразу с обоими авторами: здесь представлены акварели Олега Болтнева и живописные произведения Николая Пономаренко.
Лейтмотивом персоналии Н.Пономаренко является очень символичная работа «Зимний пленэр», которая была выполнена к выставочному проекту Союза художников Приднестровья «Гимн белому холсту» и стала его визитной карточкой. Она как бы призывает каждого встать к этюднику, взять кисти и вписать в формат натянутого на подрамник холста свой неповторимый сюжет из родившихся сиюминутно или пережитых ранее образов.
Воображение — первое качество художника. Воображение не просто воспроизводит только те или иные предметы, но и комбинирует их для цели, которой ему хочется добиться. Э.ДелакруаЭто выражение хорошо раскрывается в творчестве и Н.Пономаренко, ведь он очень много времени уделяет компоновке сюжета. В каждое свое произведение вкладывает особый смысл, наполняет зримыми и значимыми подтекстами.
Выставка «Взгляд молодых» многогранно раскрывает представление авторов об окружающем родном, близком сердцу художников, мире. В картинах художников – вся их жизнь. Символы и образы соседствуют с реализмом деталей. Наверно поэтому многие произведения выставки посвящены родному городу авторов – Тирасполю.
Пейзажи Н.Пономаренко отображают Кировский поселок, где и живет художник. Многим его работам свойственна декоративность, яркий насыщенный колорит. Такими нам предстают «Окна Кировского поселка». Мягкостью и светоносностью насыщены «Август. Времянка» и «Осень у калитки», описывающие жилища близких родственников – бабушки, дяди, и поэтому наполненные особой теплотой и любовью. Произведения «Рыцарь печального образа» и «Старик и море» хорошо иллюстрируют главный жизненный тезис автора: «Человек познает себя в грусти намного более, чем в радости». Поэтому большинство произведений художника имеют этот, хорошо читаемый налет печали в глазах изображенных персонажей.
Каждая работа оригинальна, демонстрирует постоянный творческий поиск автора в выборе художественных средств для воплощения задуманного. Полотна отличаются смелостью в выборе живописных приемов («Яблоки на желтом»), концептуальностью во взаимодействии единого композиционного решения и оформления (Натюрморт «Вера»).
Произведения созвучны настроению автора: они мажорны, когда он живописует любимые улочки Кировского поселка, и наполнены грустью, как дачный домик соседа, находящийся в запустении и хранящий пережитое ушедших лет.
Николай Пономаренко обладает широким художественным вкусом: когда он слушает классическую музыку, рождается печальное воплощение флейтиста, играющего сонату № 2 И.С. Баха; смотрит А.Тарковского, и миру предстает образ А.Рублёва, современника уже нашей эпохи, где взгляд направлен не вглубь веков, в светлое будущее. А по мотивам фильма В.Шукшина «Калина красная» создает портрет своей бабушки, что-то высматривающей из окна бревенчатого дома.
В 2005 году Н.Пономаренко окончил Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета имени Т.Г.Шевченко, кафедра декоративно-прикладного искусства, где его учителями были известные приднестровские художники – Валерий и Анаит Куличенко, Игорь Мосийчук. Поэтому не случайно в экспозиции присутствуют акварели Н.Пономаренко и небольшой гобелен «Попавшие в сети» как дань своим самым любимым педагогам-наставникам.
Выставка «Взгляд молодых» открывает зрителю творчество Олега Болтнева – молодого перспективного художника нашей республики, и является ярким подтверждением его любви к родному краю, к городу, в котором он родился. Это Тирасполь, где прошли детство и юность, где и сейчас он работает в ДХШ им. А.Ф.Фойницкого (вместе с Николаем Пономаренко), обучая ребят воспринимать и нести красоту в мир. В прошлом выпускник этой школы, а также художественного отделения ПГУ им. Т.Г.Шевченко, он сохраняет в преподавательской деятельности лучшие традиции, выработанные этими учебными заведениями и любимыми педагогами.
О нём в полной мере можно сказать – воспитанник приднестровской художественной школы. Требовательность любимых педагогов М.Руденко и И.Мосийчука к творческому процессу послужила молодому художнику примером отношения к делу и пониманием того, что творчество – это постоянный поиск и упорный труд.
Подтверждением этому и служит персональная выставка О.Болтнева, на которой представлено 65 работ, выполненных в технике акварели, как в традиционном классическом её понимании, так и с использованием новых технических приёмов.
Значительная часть его работ представляет нам авторский взгляд на любимые уголки Тирасполя. Причём особой любовью пользуются тихие, патриархальные улочки, где каждый дом – это чья-то судьба, чья-то история, составляющая общую историю городка. К таким произведениям относятся акварели серии «Кирпичная слободка», «Дом-музей Г.Котовского», «Новостройки» и др.
В городской серии работ прослеживается определенная закономерность. Композиция построена так, что монолитно надвигающиеся многоэтажки, вытесняют старые строения. Потому с любовью и трепетом пишет он уголки города своего детства, где сохранены дух и дыхание времени. Колорит этих работ приглушён, монохромен, но имеет большое количество оттенков, составляющих серебро и перламутр. И смотрятся эти произведения, как драгоценность, будь то «Кирпичная слободка», «Улица 1 Мая», или «Шахматно-шашечный клуб», «Старый Тирасполь».
Наряду с графическими листами, где колорит доведен до благородного сочетания, представлены акварели, в которых декоративное начало, цветовой мажор значителен. Это натюрморты «Крокусы», «Маки», «Тюльпаны», серия этюдов «Золотая осень», в которых отражена та осень, о которой поэт говорил «очей очарованье», когда природа во всю мощь заявляет о своей «прощальной красе», оставляя в душе каждого заряд оптимизма.
Поиск новых средств художественной выразительности в начале 2000-х годов привлек О.Болтнева к использованию техники акварели по мятому листу бумаги. Сравнивая «Сухие цветы» и «Подсолнухи», датируемые 2004 годом, с натюрмортами 2011-2015 годов «Стрекозы», «Рыбы», «Раки. Танец» и др., видишь, насколько освоена им эта техника, как мастерски подчиняет он фактуру мятого листа, цветовому решению. Особенно хороши «Рыбы», где капризная акварель легко и изящно легла на лист и, разливаясь по трещинам, словно пульсирует на глазах, неуловимо меняя оттенки. Интересно использование им солевого эффекта в акварели («Падал снег», «Зимний всадник»).
Несомненно, заинтересуют зрителя работы, напоминающие композиционно и по состоянию восточную графику («Цапли», «На рыбалке»). В них, кроме эмоциональной составляющей, есть элемент недосказанности, что в китайском искусстве именуется жанром «Оборванной строки». Это привлекает зрителя к сотворчеству.
На вернисаже его коллега по ДХШ, искусствовед В.И.Радованов отметил, что работы О.Болтнева сродни поэзии С.Есенина. Нельзя с этим не согласиться. Он мастер, тонко чувствующий мир и умеющий профессионально передать его так, что дойдёт до сердца и души каждого, будь то «Вечера на хуторе…» и «Безлунная ночь», где явно ощущаются гоголевские мотивы, будь то зимние, летние, осенние пейзажи и натюрморты, или любимые городские мотивы.
Надо быть таким знатоком техники акварели, чтобы несколько расплывшихся серых пятен на белом листе бумаги, незамысловатый рисунок металлической ограды, которую вот-вот должны были убрать (работа «Парк Победы») вошли в душу зрителя, звонкой свежестью и сиюминутной красотой. Каждая его работа говорит, что надо писать сердцем и душой. В этом весь Олег Болтнев, талантливый, ищущий художник и педагог, который зажигает в душах своих учеников огонёк творчества.
Как истинные художники авторы выставки находятся в постоянном сомнении и поиске, создают и находят новые формы воплощения своих творческих замыслов. Они стремятся подарить нам что-то особенное и оригинальное и надеются быть принятыми и понятыми. И в какой-то мере выставка «Взгляд молодых» создаёт следующую точку отсчета для развития новых творческих идей художников. Выставка продлит свою работу до 13 декабря.