Время и память. М. Греку "Свидание с другом", "Поминальный стол"
О времени часто говорят, что оно быстротечно. Попробуем представить время живой рекой, которая катит свои воды меж берегов человеческой памяти, отмеряя время жизни каждой капле мироздания.
Время войны и послевоенного мира оживает сегодня в залах Приднестровского государственного художественного музея в произведениях выставки «Мирное небо», посвящённой 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Большую часть музейной коллекции занимают произведения художников советской эпохи. Времени, когда, параллельно с официальным искусством, активно развивалось искусство свободное от идеологии, глубоко самобытное, национальное и новаторское. Смелыми творческими исканиями отличались, в основном, художники из провинции, жившие вдалеке от культурных центров, Москвы и Ленинграда.
Таким ярким явлением в изобразительном искусстве ХХ века был и народный художник МССР Михаил Григорьевич Греку.
Несгибаемый в своих творческих принципах, самостоятельно мыслящий, он не признавал рамок и штампов в искусстве, вел постоянную борьбу за свободу творчества и побеждал в ней.
Художник не раз говорил, что его личное понимание жизни неотделимо от живописи. Творческая воля и интуиция художника-мыслителя вели Михаила Греку к новым открытиям в области колорита. Постепенно он перешёл от классической светотеневой живописи к импрессионизму. Подобно Ван Гогу и Матиссу, он высветлил свою палитру и насытил её цветом.
В 1967 году он пишет проникновенную по содержанию картину «Свидание с другом».
На первый взгляд, кажется, что её сюжет и колорит не имеют ничего общего с импрессионизмом. Утемнённые краски звучат минорно и, приглушая тональность, стирают цвет. Но, присмотревшись внимательнее, глаз начинает различать огромное богатство цветовых вкраплений теплых и холодных тонов. Старые каменные кресты мерцают множеством цветовых оттенков и словно излучают духовный свет, в память о тех, кто ушел навсегда. Фигура человека в выбеленной временем рубахе, земля и холмы подсвечены художником всё тем же неуловимым внутренним светом.
Одинокая фигура старика – инвалида войны, дана спиной к зрителю, лица не видно, но как «говоряща» эта спина! Глядя на неё, испытываешь щемящее чувство одиночества и чувствуешь боль изображенного на картине человека, как свою…
А Греку умел чувствовать не только чужую боль, он умел одухотворять землю и небо. Вглядитесь в величественные холмы, изображённые на дальнем плане картины. Они подобны живым существам, подпирающим небо своими исполинскими спинами. Здесь тяжёлые каменные кресты, покосившиеся от времени, похожи на тени давно ушедших от нас людей, а обелиск, едва заметный за этими каменными монументами, загорается яркой звездой, как цветок или вечный огонь памяти и скорби.
Величие подвига простого солдата, друга, сына были воспеты живой кистью Михаила Греку и тихой мелодией молдавской земли. А его неутомимая душа живописца во всём видела «торжество цвета» и была полна гениальных догадок о нераскрытых возможностях красок.
Разработав собственную научно-философскую теорию о живописи, Михаил Греку считал, что искусство современно лишь в том случае, если идет от современных материалов и от их новых возможностей.
Его многочисленные эксперименты с «нехудожественными» красителями, нитролаками, битумами и другими материалами, обогатили современную живопись новыми средствами выразительности. Открытия в области колорита прославили Греку далеко за пределами родной Молдавии, ведь он, по сути, усовершенствовал «орудия труда» современного художника.
Это привело к необходимости переосмысления старых и поиску новых тем. Живописец и мыслитель, он стремился к универсальному выражению замысла, к новой, современной трактовке образов, к их безусловной живописной материализации в пространстве картины.
Таким ярким примером синтеза традиций народного искусства и современной живописи стала его картина «Поминальный стол» (1976).
Поэзия камня «Поминального стола» феноменальна. Этот согретый солнцем стол воплотил в себе образ всей молдавской земли. Кажется, будто в этой каменной глыбе живёт само солнце, проливающее свет и тепло народной души вглубь неба. Многим из нас памятны грустные и светлые дни поминания ушедших, когда в местах покоя затихают людские страсти и слышна только музыка свежего ветра и шелест весенней листвы. Греку ничего не иллюстрирует. Он строит всё на ощущении. Чудо происходит у нас на глазах: скромные дары возникают на столе, словно пробившийся сквозь древние камни родник. Они невероятным способом преображаются художником и раскрывают нам свои потаённые смыслы. Спелые груши воплощаются в теплое солнце, стеклянный сосуд искристого прозрачного вина олицетворяет животворящую влагу земли, а молдавский поминальный калач, подобно невесомому воздуху, бесплотен, словно душа.
До сих пор по всей молдавской земле стоят, будто стражи вечности, подобные этому, поминальные столы… Они открыты всем ветрам и всем звёздам, им неведом ни холод, ни зной – они сторожат время. И только память художника хранит эти краски времени, и только под мирным небом у художника есть время творить в полную силу своего таланта.
Народный художник МССР Михаил Григорьевич Греку стал одним из основателей молдавской национальной школы живописи. Двенадцать живописных произведений этого яркого художника составляют гордость коллекции Приднестровского государственного художественного музея. Здесь они обрели свой новый дом, теплый и гостеприимный, где в мире и согласии живут произведения всех видов искусства, искусства искреннего и свободного, как живопись гениального Греку.
Видео-сюжет доступен к просмотру по ссылке: https://youtu.be/Z8SeW_hHhlQ
Материал подготовила искусствовед-эксперт А.П.Лазарева