Творцы героической летописи народа

Мы продолжаем знакомство с произведениями выставки «Мирное небо». Говорят искусство – это биография народа. А биографию творят люди. И тема сегодняшней беседы – «Творцы героической летописи народа в искусстве портретного жанра».           

Война! Она ворвалась в мирную жизнь людей не спросясь, вошла в каждую семью, уводила любимых, сыновей, дочерей. Многих из них уводила навсегда. Поэтому каждому из нас так близки и понятны пронизывающие душу слова песни «Вечный огонь» из кинофильма «Офицеры»: "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."

И организаторы выставки "Мирное небо" поставили задачу раскрыть зрителям образы тех, кто воевал и запечатлён на полотнах произведений нашего музея.

Это и Мария Кулькина с тематического полотна М.Бури "Мария. Никто не забыт, ничто не забыто...", подвиг которой был раскрыт в предыдущем материале. А также произведения, с которыми мы познакомимся в настоящем эссе: "Портрет партизана Мошкова" М.Гамбурда, "Мой дядя в 41-ом" Л.Пинчевского, "Портрет лейтенанта Гуркина" А.Новикова.  

Герои былых вре...
Герои былых времен Герои былых времен
Герои былых вре...
Герои былых времен Герои былых времен
Герои былых вре...
Герои былых времен Герои былых времен
Герои былых вре...
Герои былых времен Герои былых времен

Это своего рода частица «Бессмертного полка», вошедшая в состав выставки «Мирное небо» и раскрывающая образы тех, кто участвовал на полях сражений Великой Отечественной, тех, кто совершал ежедневный подвиг.

Рядом с этими работами время словно отбрасывается вспять, и мы оказываемся рядом с ними в трагических и грозных днях войны, живём их ненавистью и любовью, их страстным желанием выстоять и победить.

Портреты, созданные художниками разных поколений, в разные годы, раскрывают разнообразие подходов к искусству портрета, разнообразие стилевых направлений, манеры художников. Сегодня мы рассмотрим портреты, отражающие изобразительный язык характерный для художников военных лет.

К наиболее ранним портретам, созданным в военный период, относится «Портрет партизана Мошкова» молдавского художника старшего поколения Моисея Гамбурда. Он написан в 1944 году.

Портреты военных лет. Их отличительная особенность заключается в том, что создавались они чрезвычайно быстро, и чаще всего они были невелики по размерам. Ведь на штудирование натуры, на поиски наиболее выразительных средств не хватало времени. Чаще всего портрет создавался сразу, кистью на холсте, всего за один сеанс. К таким, пожалуй, и относится «Портрет партизана Мошкова», созданный на одном дыхании.

Характер героя раскрывается выразительностью позы, жеста и аксессуарами. Взятая погрудно фигура представлена в резком трехчетвертном повороте и напоминает кадр, вырванный из военного времени. Красноречив жест рук на автомате. Этому жесту отвечает выражение лица, полное твёрдой решимости и ненависти к врагу. Несмотря на сухость живописного строя, художник создал, с одной стороны, волнующий правдивый образ защитника, с другой, безвременно повзрослевшего мальчишку, чьими усилиями ковался День Победы.

Об этом поколении, до времени повзрослевшем, рождались и рождаются произведения в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Трепетное отношение к поколению отцов, к подвигу повзрослевших до поры мальчишек характерно для творчества многих художников послевоенной поры. Присуще оно и молдавскому живописцу Леониду Пинчевскому.

Художник относил себя к «поздним шестидесятникам» и в традициях сурового стиля он написал работу «Мой дядя в 1941 году». Он объединил две задачи в решении данного произведения: сохранил портретное сходство близкого человека и создал образ, наделённый типическими чертами советского воина. Поэтому и прослеживается стилизация работы под чёрно-белую фотографию военных лет, где крупным планом дано лицо солдата, которое будто высечено из гранита.

Портрет воспринимается как документ сурового времени. Этому способствует и лаконизм изображения и сдержанное колористическое решение. Сурово и внимательно с холста в день сегодняшний смотрит солдат, вставший на защиту Отечества, в том далёком, 1941 году.

На стенах старых зданий Кишинёва ещё видны надписи: «Осмотрено – мин нет». Многие из таких надписей время безжалостно уничтожило. По запросу поисковых организаций г.Кишинёва эти надписи признаны исторической ценностью. Жаль, что с нашего Дворца пионеров после ремонта исчезла подобная надпись «Мин нет». Одна из таких табличек послужила толчком к созданию молдавским художником Алексеем Новиковым «Портрета лейтенанта Гуркина».


Тема вынашивалась им постепенно. Первоначально возникло желание рассказать о сложной профессии военного сапёра. Когда он начал изучать документы, его потрясла судьба молодого лейтенанта Петра Романовича Гуркина, командира взвода инженерно-сапёрного батальона, прошедшего всю войну, дошедшего до Берлина и погибшего там за 2 недели до Победы (23 апреля 1945 г.). На одной из плит мемориала в Трептов парке высечено имя 24-летнего Гуркина Петра Романовича.

Так как работа была написана к 25-летию Великой Победы, художник хотел подарить горожанам портрет человека, который возвращал домам, объектам Кишинёва вторую жизнь. Он объединил жанр тематической картины и портрета. Исполнил работу в традициях сурового стиля. Трёхфигурная композиция раскрывает эпизод из жизни освобождённого Кишинёва. Тревогу и напряжение передаёт образ женщины, обращённый к военным. Уверенностью и спокойствием отвечает портрет лейтенанта с миноискателем в руках. Точку в этом эмоциональном диалоге ставит надпись на стене «Мин нет 28.8.44».

Картина написана лёгкими, воздушными полутонами. Цветовой аскетизм, плоскостность решения образов, статика движений диктуются содержанием произведения. Оно должно восприниматься не как сиюминутный эпизод, а как эпизод, извлекаемый из памяти военных лет и оставляющий в памяти народа своих героев.

Видео сюжет по данной теме доступен к просмотру по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=6-N03ozTNhc&t=8s

Материал подготовила заместитель директора Т.К. Шабардина



Back to top